Все мы помним из детства любимые «Ладушки»,
«Сорока-белобока», «Коза рогатая». Такие простые игры можно проводить буквально
с пеленок:
-Ладушки,
ладушки,
- Где были? - У бабушки.
- Что ели? - Кашку.
- Что пили? - Бражку.
Кашка масленька.
Бражка сладенька.
Бабушка добренька.
Попили, поели, домой полетели,
На головку сели, ладушки запели!
х х х
Сорока-белобока
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала,
А этому не дала:
Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Каши не варил
Тебе нет ничего!
Играя со словом, дети начинают понимать
родной язык, усваивают его структуру, учатся разговорной речи. Не случайно
почти все народные потешки построены на диалогах. Малыши любят рифмованную
речь, ее звучание, они испытывают огромное удовольствие, когда им читают стихи:
Мой Мизинчик, где ты был?
С Безымянным щи варил,
А со Средним кашу ел,
С Указательным запел.
А Большой меня встречал
И конфетой угощал.
Указательный на правой
Вел в поход нас всей оравой.
Средний брат несет рюкзак,
Безымянный ходит так,
А Мизинец стал играть:
Братьев слушать приглашать.
Правый же Большой плясал.
И на танец приглашал.
Раз-два-три-четыре пять!
Насколько ребёнку понравится игра зависит
во многом от исполнения взрослого. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое
настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей трех-пяти лет
имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого. Конечно, для
выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи наизусть.
Этот
пальчик — в лес пошёл.
Этот пальчик — гриб нашёл.
Этот пальчик — занял место.
Этот пальчик — ляжет тесно.
Этот пальчик — много ел,
Оттого и растолстел.
Движения правой и левой рук
контролируются разными полушариями мозга. Когда ребёнок начнёт легко выполнять
нужные движения одной рукой, научите его выполнять те же движения другой
рукой, а затем сразу двумя руками.
Ручки
на столе лежат,
И пока что крепко спят
А теперь одна проснулась
И тихонько потянулась.
(Ладонь остается прижатой к столу, а пальцы приподнимаются).
Это правая рука
Улеглась она опять,
Видно, будет отдыхать.
Вот и левая проснулась
Тоже сладко потянулась.
(Вторая ладонь лежит на столе, а пальцы приподнимаются).
Теперь две руки проснулись -
Сильно-сильно потянулись.
(Пальцы на обеих руках приподнимаются).
Не проводите игру холодными руками.
Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи
или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки
или игрушки.
Пальчиковые игры с детьми до 1.5 лет проводите как показ
или как пассивную гимнастику руки и пальцев ребёнка.
Детям старше 1.5 лет можно время от времени предлагать
выполнить движения вместе.
Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке
или спине ребёнка, щекотать, гладить и др.
Используйте максимально выразительную мимику.
Делайте в подходящих местах паузы, говорите
то тише, то громче, определите, где можно говорить очень
медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.
Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми.
Проводите занятия весело, «не замечайте», если малыш
на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.