Да, многие стихи Агнии Львовны Барто (1906-1981) написаны более 50 лет назад (например, цикл "Игрушки" - 1936г, сборник "Стихи Детям" - 1949г), да, культура, традиции, моральные нормы того времени существенно отличаются от современных, кажутся нам нелепыми и, временами, глупыми, НО это наша история, наше прошлое, и от него никуда... "Имя Агнии Барто присвоено одной из малых планет (2279 Barto), расположенной между орбитами Марса и Юпитера, а также одному из кратеров на Венере.
Стиль написания стихов у Агнии Барто очень лёгкий, стихи нетрудно читать и запоминать детям. И разговор ведет с маленькими читателями, как будто автор их ровесница. Причём ее эстетике характерно называть персонажей по именам: «Мы с Тамарой», «Кто не знает Любочку», «Наша Таня горько плачет», «Лёшенька, Лёшенька, сделай одолжение» — речь будто бы идет о хорошо знакомых Лёшеньках и Танях, у которых вот такие недостатки, а вовсе не о детях-читателях." (выдержка из Википедии)
В «Записках детского поэта» (1976) поэтесса сформулировала свое поэтическое и человеческое кредо: «Детям нужна вся гамма чувств, рождающих человечность».
В ее стихах не пессимизм, нет, просто они наполнены глубокими детскими переживаниями, о которых мы, взрослые, даже не задумываемся (тот же падающий бычок помните, была в детстве такая игрушка, по наклонной дощечке спускался бычок/слоник/лошадка с передвигающимися ножками на шарнирах), зайка, забытый под дождем, Зина, упавшая в грязь (ну чистили они тогда резин бензином, современные чистящие средства еще не изобрели))
Я знаю другую Барто, отличную от той, о которой здесь писали. И она гениальна. И ее любят дети. И многие современные модные стихоплеты с их исковерканными фразами, неверными ударениями, сложными для детского восприятия, трехэтажными оборотами, и рядом не стояли.
Мы не заметили жука
И рамы зимние закрыли,
А он живой,
Он жив пока,
Жужжит в окне,
Расправив крылья…
И я зову на помощь маму:
- Там жук живой!
Раскроем раму!
-----------------
Моей сестрёнке двадцать дней,
Но все твердят о ней, о ней:
Она всех лучше, всех умней.
И слышно в доме по утрам:
- Она прибавила сто грамм!
Ну девочка, ну умница!
- Она водички попила -
За это снова похвала:
- Ну девочка, ну умница!
Она спокойно поспала:
- Ну девочка, ну умница!
А мама шепчет: - Прелесть! -
В восторге от Алёнки. -
Смотрите, разоделись
Мы в новые пелёнки.
- Смотрите, мы зеваем,
Мы ротик разеваем! -
Кричит довольный папа.
И он неузнаваем-
Он всю цветную плёнку
Истратил на Алёнку.
Я гвоздь в сарае забивал,
И то не слышал я похвал!
Обиду трудно мне скрывать,
Я больше не могу.
И вот я тоже лёг в кровать
И стал кричать: - Агу!
Взглянул мой папа на меня,
Сказал он: - Не дури!
Ты что вопишь средь бела дня,
Как дети-дикари?
Тогда я лёг лицом к стене,
И ждал я нахлобучки.
Вдруг мама бросилась ко мне:
- Давай возьму на ручки?
А я в ответ: - Я не грудной!
Ты просто так побудь со мной.
---------------------
Щенка кормили молоком.
Чтоб он здоровым рос.
Вставали ночью и тайком
К нему бежали босиком —
Ему пощупать нос.
Учили мальчики щенка,
Возились с ним в саду,
И он, расстроенный слегка,
Шагал на поводу.
Он на чужих ворчать привык,
Совсем как взрослый пес,
И вдруг приехал грузовик
И всех ребят увез.
Он ждал: когда начнут игру?
Когда зажгут костер?
Привык он к яркому костру,
К тому, что рано поутру
Труба зовет на сбор.
И лаял он до хрипоты
На темные кусты.
Он был один в саду пустом,
Он на террасе лег.
Он целый час лежал пластом,
Он не хотел махать хвостом,
Он даже есть не мог.
Ребята вспомнили о нем —
Вернулись с полпути.
Они войти хотели в дом,
Но он не дал войти.
Он им навстречу, на крыльцо,
Он всех подряд лизал в лицо.
Его ласкали малыши,
И лаял он от всей души.
---------------------
— Ах ты, девочка чумазая,
Где ты руки так измазала?
Чёрные ладошки;
На локтях — дорожки.
— Я на солнышке лежала,
Руки кверху держала.
Вот они и загорели.
— Ах ты, девочка чумазая,
Где ты носик так измазала?
Кончик носа чёрный,
Будто закопчённый.
— Я на солнышке лежала,
Нос кверху держала.
Вот он и загорел.
— Ах ты, девочка чумазая,
Ноги в полосы измазала,
Не девочка, а зебра,
Ноги — как у негра.
— Я на солнышке лежала,
Пятки кверху держала.
Вот они и загорели.
— Ой ли, так ли?
Так ли дело было?
Отмоем всё до капли.
Ну-ка, дайте мыло.
Мы её ототрём.
Громко девочка кричала,
Как увидела мочалу,
Цапалась, как кошка:
— Не трогайте ладошки!
Они не будут белые:
Они же загорелые.
А ладошки-то отмылись.
Оттирали губкой нос —
Разобиделась до слёз:
— Ой, мой бедный носик!
Он мыла не выносит!
Он не будет белый:
Он же загорелый.
А нос тоже отмылся.
Отмывали полосы —
Кричала громким голосом:
— Ой, боюсь щекотки!
Уберите щётки!
Не будут пятки белые,
Они же загорелые.
А пятки тоже отмылись.
— Вот теперь ты белая,
Ничуть не загорелая.
Это была грязь.
----------------
Добавлено (2010-03-26, 02:00)
---------------------------------------------
Quote (Fenix)
В ДЕТСКОМ САДУ НЕ ПЛАЧЬ О МАМЕ.
Quote (Fenix)
ВО ВСЕМ СЛУШАЙСЯ ВОСПИТАТЕЛЯ.
Стишки из книги Правила поведения для воспитанных детей Примечательно, что один из соавторов - Галина Шалаева - автор многих книжек-обучалок, довольно неплохих, на мой взгляд, которые активно рекомендуют для дошкольников и младших школьников. Так вот , эта "книга" также попала в этот рекомендуемый список. Забрела тут на один проф-сайтик для педагогов, все в полном восторге...
Добавлено (2010-03-26, 02:07)
---------------------------------------------
"Обида" Эммы Мошковский. На меня это стихотворение произвело неоднозначное впечатление, но не потому, что не понравилось, нет, я очень хорошо отношусь к творчеству Э.М. Имеющийся у меня сборник ее стихов, адресован младшим дошкольникам. Я пока не знаю в каком возрасте дети смогут верно понять и прочувствовать смысл. Мне вообще показалось, что стихотворение взрослым о детях. Чтобы задуматься
Quote (sKazka)
Quote (Fenix)
И мама меня пpостит
Как глубоко дети могут страдать. Об этом надо думать, когда строишь свои отношения с ними. В детстве все кажется таким фатальным:
Quote (Fenix)
Тепеpь никогда-никогда