Родители, поосторожнее с развивающими методиками. Удачное время для обучения чтению – 5-7 лет. Именно к этому возрасту созревают те участки коры, которые предназначены для хранения и обработки данных письменной речи. Это очень специфические данные, сильно отличающиеся по структуре от всех прочих и для них нужны особые места в голове. При раннем обучении чтению данные записываются в другие зоны коры, не предназначенные для этих целей. Когда мозг ребенка дорастает до определенного состояния и созревают центры, отвечающие за письменную речь, полученная ранее информация переписывается в эти центры. Но тут может пройти сбой, если у ребенка уже имеется богатый праксис чтения с использованием для этого других центров, то новый праксис может не сформироваться…
Представим себе мозг как офис издательства, несколько кабинетов со стеклянными стенами.
Есть сотрудник, Кей, он дизайнер, сидит в своём кабинете и занимается проверкой фотографий на пригодность для печати, обрабатывает их, создаёт свой дизайн и т.п.
Издательство наняло корректора Дена, для проверки текстов, вычитки и переписывания в стиле издания. Но он ещё не приступил к работе - его новый кабинет в ремонте.
И тут присылают рукопись, надо вычитывать, а то заказ уплывёт. Редактор мечется по офису – кому бы спихнуть работу, пока корректора нет? О! Кей свободен! Дружек, садись, читай. Не умеешь вносить корректуру? Ну ты ж образованный, сообразишь, я тебе сейчас покажу для начала, а дальше ты сам, ок? У тебя своя работа есть? Ну ничего, подождёт, это срочно, я тебе потом бонус выпишу. Договорились? Ну и лады!
Вот так Кей попал на дополнительную работу. Первую рукопись он вычитал, за это время принесли ещё 5 статей. Он вычитал и их. Потом рассказик, повесть… Кабинет Дена всё ещё в ремонте, но весь офис уже привык, что эту работу делает Кей, все приспособились к его стилю работы, он всем нравится и людям приятно с ним работать. Все ждут результатов именно от него. Да и он не против – ему понравилось.
И вот ремонт заканчивается, на работу выходит профессиональный корректор. Курьерам дали указания входящую корреспонденцию относить в его кабинет. Они так и делают. Но отношения у Дена с коллегами не сложились, все хотят, что б работу делал Кей. И пока Ден борется с коллективом, начальством, пытается работать или дуется и бостует, Кей, через стеклянные стены офиса вычитывает тексты, лежащие у Дена на столе.
На этом аналогия с офисом заканчивается, потому что в настоящем издательстве если такое и случится, то начальник даст всем по репе и разгонит этот ясли-сад, иначе издательство закроется. А в мозгу, если такое случается, если офис и дизайнер Кей не согласен с тем, что теперь читать будет Ден, это не заканчивается никогда, они так всю жизнь и работают – Ден получает корреспонденцию, Кей читает её из своего кабинета через стекло.
Получается в результате всё фигово – скорость чтения низкая, «врождённая» грамотность не приобретается, большое кол-во ошибок при письме не зависимо от начитанности, не возможность их исправить просто по причине того что они не замечаются. Такой человек может увидеть, что слово выглядит не так, но может не видеть в чём именно даже прочитав его по буквам. В это трудно поверить людям, у которых нет проблем с письмом, но так оно и есть.
Конечно может оно и обойдётся, и с чтением и грамотностью всё удвчно сложится, информация куда надо перепишется в своё время и проблем не будет. Но это совершенно бессмысленный риск.
Так что родители – всему своё время. Я понимаю, что есть реалии современного мира, но выдерживайте баланс. До 5-6 лет можно знакомить ребенка с чтением, но не интенсивно-прогрессивно, с нацеленностью на результат – чтение, а пассивно, легко, в качестве упражнения на визуальную память, без цели научить читать, просто знакомство с объектом «буква». Если он САМ начинает улавливать идею и складывать в слоги и слова – аккуратно следуйте за ребенком и помогайте. Вот тут правило «быть на пол шага впереди ребенка» не работает. Это прекрасное правило для обучения, но само обучение бывает к месту и не к месту. До определенного возраста (5-7 лет) вы не должны учить ребенка читать, только помочь если он сам тянется. Когда но уже вступит в сензитивный возраст для этой науки, вот тогда будьте на пол шага впереди, а до того – следуйте за ребенком.
Источник + интересные комментарии