Раннее обучение чтению
|
|
Fenix | Дата: Чт, 2010-03-25, 09:12 | Сообщение # 1 |
Родитель
Группа: Местные жители
Сообщений: 308
Статус: Offline
| Родители, поосторожнее с развивающими методиками. Удачное время для обучения чтению – 5-7 лет. Именно к этому возрасту созревают те участки коры, которые предназначены для хранения и обработки данных письменной речи. Это очень специфические данные, сильно отличающиеся по структуре от всех прочих и для них нужны особые места в голове. При раннем обучении чтению данные записываются в другие зоны коры, не предназначенные для этих целей. Когда мозг ребенка дорастает до определенного состояния и созревают центры, отвечающие за письменную речь, полученная ранее информация переписывается в эти центры. Но тут может пройти сбой, если у ребенка уже имеется богатый праксис чтения с использованием для этого других центров, то новый праксис может не сформироваться… Представим себе мозг как офис издательства, несколько кабинетов со стеклянными стенами. Есть сотрудник, Кей, он дизайнер, сидит в своём кабинете и занимается проверкой фотографий на пригодность для печати, обрабатывает их, создаёт свой дизайн и т.п. Издательство наняло корректора Дена, для проверки текстов, вычитки и переписывания в стиле издания. Но он ещё не приступил к работе - его новый кабинет в ремонте. И тут присылают рукопись, надо вычитывать, а то заказ уплывёт. Редактор мечется по офису – кому бы спихнуть работу, пока корректора нет? О! Кей свободен! Дружек, садись, читай. Не умеешь вносить корректуру? Ну ты ж образованный, сообразишь, я тебе сейчас покажу для начала, а дальше ты сам, ок? У тебя своя работа есть? Ну ничего, подождёт, это срочно, я тебе потом бонус выпишу. Договорились? Ну и лады! Вот так Кей попал на дополнительную работу. Первую рукопись он вычитал, за это время принесли ещё 5 статей. Он вычитал и их. Потом рассказик, повесть… Кабинет Дена всё ещё в ремонте, но весь офис уже привык, что эту работу делает Кей, все приспособились к его стилю работы, он всем нравится и людям приятно с ним работать. Все ждут результатов именно от него. Да и он не против – ему понравилось. И вот ремонт заканчивается, на работу выходит профессиональный корректор. Курьерам дали указания входящую корреспонденцию относить в его кабинет. Они так и делают. Но отношения у Дена с коллегами не сложились, все хотят, что б работу делал Кей. И пока Ден борется с коллективом, начальством, пытается работать или дуется и бостует, Кей, через стеклянные стены офиса вычитывает тексты, лежащие у Дена на столе. На этом аналогия с офисом заканчивается, потому что в настоящем издательстве если такое и случится, то начальник даст всем по репе и разгонит этот ясли-сад, иначе издательство закроется. А в мозгу, если такое случается, если офис и дизайнер Кей не согласен с тем, что теперь читать будет Ден, это не заканчивается никогда, они так всю жизнь и работают – Ден получает корреспонденцию, Кей читает её из своего кабинета через стекло. Получается в результате всё фигово – скорость чтения низкая, «врождённая» грамотность не приобретается, большое кол-во ошибок при письме не зависимо от начитанности, не возможность их исправить просто по причине того что они не замечаются. Такой человек может увидеть, что слово выглядит не так, но может не видеть в чём именно даже прочитав его по буквам. В это трудно поверить людям, у которых нет проблем с письмом, но так оно и есть. Конечно может оно и обойдётся, и с чтением и грамотностью всё удвчно сложится, информация куда надо перепишется в своё время и проблем не будет. Но это совершенно бессмысленный риск. Так что родители – всему своё время. Я понимаю, что есть реалии современного мира, но выдерживайте баланс. До 5-6 лет можно знакомить ребенка с чтением, но не интенсивно-прогрессивно, с нацеленностью на результат – чтение, а пассивно, легко, в качестве упражнения на визуальную память, без цели научить читать, просто знакомство с объектом «буква». Если он САМ начинает улавливать идею и складывать в слоги и слова – аккуратно следуйте за ребенком и помогайте. Вот тут правило «быть на пол шага впереди ребенка» не работает. Это прекрасное правило для обучения, но само обучение бывает к месту и не к месту. До определенного возраста (5-7 лет) вы не должны учить ребенка читать, только помочь если он сам тянется. Когда но уже вступит в сензитивный возраст для этой науки, вот тогда будьте на пол шага впереди, а до того – следуйте за ребенком. Источник + интересные комментарии
Мир в точности таков, как мы его видим... Мой ЖЖ http://feniks-888.livejournal.com/ Сообщения читаю редко, лучше писать сюда nata888.84@inboxx.ru
|
|
| |
Nataly | Дата: Чт, 2010-03-25, 10:11 | Сообщение # 2 |
Гуру
Группа: Администраторы
Сообщений: 2278
Статус: Offline
| Fenix, спасибо за статью! Вообще не понимаю гонки за ранним обучением чтения и т.п.!!!! В основном родители обучают своих детей чтения в возрасте 2-3-х лет для собственного удовлетворения! Чтобы при встрече с другой мамой похвастаться, что вот какой у нее ребенок молодец! По собственному не знанию сенситивных периодов того или другого навыка мы сами усугубляем проблему. И задаемся вопросом: "Почему в 3 года читал, а в школе не может сдать технику чтения?"
Нет высшей цели, чем служить другим людям! "В цивилизованном мире люди пользуются вещами и любят людей. Но, к сожалению, в современном мире слишком часто люди пользуются другими людьми и любят вещи. " Радханатх Свами
|
|
| |
Котенок | Дата: Чт, 2010-03-25, 13:15 | Сообщение # 3 |
Опытный родитель
Группа: Местные жители
Сообщений: 511
Статус: Offline
| Nataly, так все ж хотят гениев. Я тоже поначалу штурмовала инет, читала о разных методиках, поттом успокоилась и решила: всему свое время, что ребенку будет интересно, тем и будем заниматься, никакие методики нам не нужны. У меня обычный ребенок, у которого должно быть детство, а не сплошная учеба с пеленок. Вспоминаю себя, я в школу пошла зная 3 буквы, большинство сверстников знало больше. В первой четверти букварь был перечитан мною и мне стало скучно, я начала читать сказки, программу первого класса по чтению я освоила раньше всех, в дальнейшем по скорости чтения мне не было равных, что активно использовалось преподавателями на уроках чтения и литературы. Когда читала о новомодных тендециях в области развития детей не могла понять как же я такая отличница получилась, если мама вышла на работу как только мне исполнился год и никто особо мной не занимался, в садик не ходила, бабушек не было, сидела сама дома до маминого прихода, сама себя развлекала. Статья Fenix, ответила на мои вопросы.
|
|
| |
sKazka | Дата: Чт, 2010-03-25, 13:58 | Сообщение # 4 |
Гуру
Группа: Администраторы
Сообщений: 7075
Статус: Offline
| Меня кажется (не уверена) учили рано читать. У нас вся семья любители книг и я рано (до 3х лет) начала читать. И сейчас читаю много и с удовольствием. Правда, в школе мне было скучно - пока все по слогам читают, я все прочту и скучаю. Настю не учу специально, но и названия букв от нее не скрываю, а она ими интересуется активно.
|
|
| |
Nataly | Дата: Чт, 2010-03-25, 15:21 | Сообщение # 5 |
Гуру
Группа: Администраторы
Сообщений: 2278
Статус: Offline
| sKazka, как раз активный интерес ребенка - это повод заняться с ним! Если у меня Аня просит с ней позаниматься, я занимаюсь. Интерес пропал - не настаиваю. Хотя слышала другую точку зрения (от психолога), что если не настаивать интерес может не настать. Как по мне, так это единичные случаи, когда у ребенка не настанет интерес учить буквы и читать (если родители не держат в руках книг вообще при ребенке).
Нет высшей цели, чем служить другим людям! "В цивилизованном мире люди пользуются вещами и любят людей. Но, к сожалению, в современном мире слишком часто люди пользуются другими людьми и любят вещи. " Радханатх Свами
|
|
| |
lilyputik | Дата: Чт, 2010-03-25, 19:06 | Сообщение # 6 |
Гуру
Группа: Модераторы
Сообщений: 2000
Статус: Offline
| Quote (sKazka) Настю не учу специально, но и названия букв от нее не скрываю, а она ими интересуется активно. И у нас так! Милаша активно интересуется названием букв, она в алфавите только несколько букв не знает: ы, ъ, ь, й. А остальніе любит присваивать дедушке, бабушке, маме и всем знакомым, для нее это игра и при чем одна из любимых. Я против навязывания, но и когда ребенок интересуется, а мама не рассказывает то это не есть хорошо. Считаю, что везде должны быть мера. Главное - не перегибать палку!
|
|
| |
Fenix | Дата: Чт, 2010-03-25, 20:01 | Сообщение # 7 |
Родитель
Группа: Местные жители
Сообщений: 308
Статус: Offline
| Артему нравится "читать" книги, садится водит пальцами по буквам и цифрам и "читает" разные звуки. Бабушки заприметив это стали усиленно УЧИТЬ внука грамоте. На мой взгляд самое лучшее - это "самообучение" когда ребенку просто создается среда (без специальных занятий) и он ловит только то, что нужно на данном этапе его развития.
Мир в точности таков, как мы его видим... Мой ЖЖ http://feniks-888.livejournal.com/ Сообщения читаю редко, лучше писать сюда nata888.84@inboxx.ru
|
|
| |
sKazka | Дата: Чт, 2010-03-25, 20:34 | Сообщение # 8 |
Гуру
Группа: Администраторы
Сообщений: 7075
Статус: Offline
| Quote (lilyputik) любит присваивать дедушке, бабушке, маме и всем знакомым Настя тоже говорит "А" - Анастасия, "О" - Онастасия "П" - Паша...
|
|
| |
Freya | Дата: Чт, 2010-03-25, 20:54 | Сообщение # 9 |
Родительский клуб
Группа: Модераторы
Сообщений: 1026
Статус: Offline
| И моя дочка любит буквы)) И я знаю, что она практически все их знает. Но не признаётся Ну я и не пристаю. Не хочет называть, и ладно. А учить читать специально мне лень Quote (Fenix) На мой взгляд самое лучшее - это "самообучение" когда ребенку просто создается среда А как создавать такую среду?
Диана - 9.04.2007 Вадим - 25.05.2011
|
|
| |
Котенок | Дата: Чт, 2010-03-25, 21:24 | Сообщение # 10 |
Опытный родитель
Группа: Местные жители
Сообщений: 511
Статус: Offline
| lilyputik, молодец Милаша. Если у ребенка есть интерес его, конечно же, нужно подкреплять, нужно показывать ребенку буквы, но не стоит навязывать если ребенка это не интересует, это еще не означает, что ребенок глупее других, просто он интересуется чем-то другим. Freya, мне кажется, что в первую очередь родители должны читать при ребенке, это очень хороший стимул, ну и кубики там разные еще никто не отменял, дети многому учатся играя, и самое главное - внимание и понимание своего ребенка. Подрастем, посмотрим как у нас будет.
|
|
| |
Freya | Дата: Чт, 2010-03-25, 21:38 | Сообщение # 11 |
Родительский клуб
Группа: Модераторы
Сообщений: 1026
Статус: Offline
| Котенок, читать при маленьком ребёнке сложно! Потому что обычно дети расценивают такое поведение мамы как безделье и стремятся занять её собой. Ну и часто сейчас мамы читают не печатные, а электронные варианты книг, а это для ребёнка уже не такой конкретный пример.
Диана - 9.04.2007 Вадим - 25.05.2011
|
|
| |
Nataly | Дата: Чт, 2010-03-25, 21:43 | Сообщение # 12 |
Гуру
Группа: Администраторы
Сообщений: 2278
Статус: Offline
| Freya, ну чуть постарше уже можно читать при ребенке у нас уже это нормально воспринимается
Нет высшей цели, чем служить другим людям! "В цивилизованном мире люди пользуются вещами и любят людей. Но, к сожалению, в современном мире слишком часто люди пользуются другими людьми и любят вещи. " Радханатх Свами
|
|
| |
Котенок | Дата: Пт, 2010-03-26, 08:29 | Сообщение # 13 |
Опытный родитель
Группа: Местные жители
Сообщений: 511
Статус: Offline
| Freya, а еще нужно читать ребенку, сказки ведь читаете? Но они должны быть в полиграфии, с картинками. Дети разные, кто раньше, кто позже интересуется чтением, а кому-то это и вовсе не интересно, главное уловить момент, когда ребенок заинтересуется и поддерживать этот интерес, но не загружать маленького ребенка учебой.
|
|
| |
Fenix | Дата: Пт, 2010-03-26, 08:29 | Сообщение # 14 |
Родитель
Группа: Местные жители
Сообщений: 308
Статус: Offline
| Nataly, согласна, причем лучше даже читать в слух и совсем не обязательно детскую литературу. "Эффект подражания" и интерес обязательно появиться сам собой.
Мир в точности таков, как мы его видим... Мой ЖЖ http://feniks-888.livejournal.com/ Сообщения читаю редко, лучше писать сюда nata888.84@inboxx.ru
|
|
| |
Котенок | Дата: Пт, 2010-03-26, 09:09 | Сообщение # 15 |
Опытный родитель
Группа: Местные жители
Сообщений: 511
Статус: Offline
| Мы, хоть и маленькие еще совсем, но читаем при Сонечке вслух, неважно что. Дети стремятся подражать родителям, если София будет видеть каждый день как мама или папа читают, рано или поздно ее это заинтересует, да и на подсознательном уровне отложится, а пока нас интересует бумага, шелестящая и, похоже, вкусная.
|
|
| |