Удивительно не то, что мы теперь взрослые. Удивительно, что теперь взрослые - это мы
Ср, 2024-04-24, 23:58
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум Наше Чадо » Карапузы (3-6 лет) » Воспитание » Дочка и её женственность
Дочка и её женственность
sKazkaДата: Чт, 2011-02-17, 09:43 | Сообщение # 1
Гуру
Группа: Администраторы
Сообщений: 7075
Награды: 39
Репутация: 92
Статус: Offline
АВТОР: АЛЕКСАНДР ПОПОВСКИЙ

Мы, родители, воспитывая детей, кажется, хорошо понимаем разницу воспитания мальчика и девочки. Понятно, что у мальчика изначально заложено природой мужественность, а у девочек – женственность. Родителям только необходимо поддерживать и развивать эти природные задатки. Сейчас мы попытаемся вместе ещё раз, более подробно уделить внимание особенностям развития и воспитания девочки.

БЕРЕМЕННОСТЬ, РОЖДЕНИЕ И ПЕРВИЧНАЯ ЖЕНСТВЕННОСТЬ

Известно, что зачатки женственности появляются в качестве биологической силы ещё у плода; половые гормоны, воздействию которых подвергается плод, оказывают существенное влияние на его возникновение. Анатомия и физиология наружных половых органов также играют важную роль в формировании первичной женственности.

На эти биологические и анатомические факторы и накладываются социальные и психологические влияния. Отнесение ребёнка к биологическому полу при рождении побуждает родителей обращаться с ним определённым образом. Они посылают ему множество соответствующих сообщений, речью или жестами, мимикой, о том, что означает и в чём выражается в этой семье мужественность или женственность; в них отражаются установки родителей, братьев или сестёр по отношению к ребёнку. Более того, после того, как родители узнают анатомический пол своего ребёнка (до или после его рождения), их отношение к нему приобретаем особую окраску в зависимости от того, мальчик это или девочка.

У беременной женщины реализуются её детские желания, фантазии родить ребёнка в реальности. В связи с чем, могут ожить старые сложности и конфликты в отношениях со своей мамой. Если отношения женщины с собственной матерью были обременены конфликтами, то мысль о том, что она родит девочку, могут сопровождаться разными сильными эмоциями. Получается, что будущая мама, зная, что родится девочка, уже до её рождения может бояться повторения с дочерью собственных конфликтных отношений с матерью. С другой стороны, женщина может отнестись к тому, что у неё родилась девочка, как к возможности проработать старые материнско-дочерние конфликты и попытаться восстановить или воссоздать воображаемое, утраченное, необходимое слияние со своей матерью. В результате чего, женщина может воспрепятствовать независимости девочки, и не позволить ей вырваться из её объятий, отделиться от мамы, и развиваться как личность, как женщина.Фантазии и мысли будущего папы также накладывают отпечаток на его последующие обращение с девочкой. У отца могут быть фантазии по поводу её внешности. Он может воображать, что она станет красавицей, будет иметь много поклонников и, что особенно важно, ответит на его заигрывания.

Отцы не контактировавшие со своими детьми в первые несколько месяцев жизни, впоследствии могут испытывать трудности в проявлении к ним любви. Если мать переживает противоречивые чувства из-за того, что дочь становится более женственной, то отец переживает чувство гордости, что поддерживает развитие дочери.

Для младенца девочки важную роль в формировании первичного чувства принадлежности к женскому полу играют ранние отношения маленькой девочки и мамы. Многие матери могут легко «слиться» с телом своих маленьких дочерей. В результате чего возникает сильно действующее эмоциональное «окружение», которое стимулирует первые женские импульсы у ребёнка.

Первичная женственность возникает также в связи с ощущением ребенком своего собственного тела. Девочка создаёт образ тела в результате воссоединения оральных, генитальных, анальных ощущений, которые возникают в результате кормления, пеленания, купания и других взаимодействий с матерью. Восприимчивость, подвижность и первичное мышление, помогает девочке-младенцу различать своё тело, в том числе гениталии, и соединять различные телесные переживания и ощущения в «телесную самость»; это раннее чувство себя, основанное на возникающем образе тела, вносит важный вклад в формирование первичной женственности.

РАННЕЕ ДЕТСТВО ДЕВОЧКИ – ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЖЕНСТВЕННОСТИ

Гордость или чувство стыда у женщины по поводу своего тела и восприятие себя как представителя женского пола начинает формироваться в раннем детстве (1,5 – 3,5 года).

На втором и третьем годах жизни оказавшись перед дилеммой автономии и вместе с тем зависимостью, маленькая девочка нередко может испытывать враждебность и злость по отношению к своей маме. Если эти чувства сильны, они могут вступить в противоречие с представлением о матери как идеале и не позволить получить удовольствие от желания быть такой как она. В результате отношения дочери с матерью, пронизаны сильнейшими противоречивыми чувствами, они могут помешать девочке испытать гордость и удовольствие от собственной женственности.

Но если агрессивные проявления не являются слишком сильными, они могут позволить девочке отделиться от матери и избирательно отождествится с нею. Таким способом девочка может сформировать у себя чувство индивидуальности, а также своё собственное приятное ощущение женственности. Примерно между пятнадцатым и двадцать четвёртым месяцами жизни девочки демонстрируют определённое знание анатомических особенностей. Между двумя полами. Девочки могут по разному реагировать на обнаружение анатомических особенностей, но вместо интереса различия гениталий, они больше обращают внимание на сходство некоторых других частей своего тела, например, проявляют большой интерес к наличию пупка или сосков на груди у друг друга.

На самом деле, чтобы понять значение реакции девочки на половое различие, необходимо учесть её отношение к родителям, эмоциональную доступность отца, а также ощущение матерью её собственной женственности. Когда отношения между матерью и дочкой «достаточно хорошие» и мать живёт в согласии с собственной женственностью, маленькая девочка может выразить удивление, обнаружив анатомические различия, но в то же время остаться, горда, что она принадлежит к женскому полу.

Также девочка может реагировать на обнаружение анатомических различий ярко выраженной завистью, если в ранних фазах эмоционального отделения от матери были проблемы. Например, у девочек этого возраста при обнаружении различий может колебаться настроение. Зависть к мальчикам может подорвать уверенность девочки в себе и стать причиной напряжённых отношений матери и дочери.

Роль отца в развитии девочки оказывает огромное влияние на формирующееся у неё чувство женственности. Обычно на втором году жизни девочки ведут себя с отцом по новому, привнося в общение с ним очевидный эротический элемент и обращаясь к матери только в ситуациях стресса. Эти изменения не наблюдаются, если ранние отношения матери и дочери были плохими; в таких случаях враждебная зависимость девочки от матери зачастую непомерно усиливается после обнаружения девочкой половых различий, и отец может восприниматься как человек, вторгшийся в их отношения.

Роль отца необычайно важна в подкреплении чувства женственности у маленькой девочки, и он может помочь ей справится с чувством неполноценности, возникшим как реакция на обнаружение анатомических различий.

УСИЛЕНИЕ ЧУВСТВА ЖЕНСТВЕННОСТИ У ДОЧЕРИ

На третьем году жизни девочка демонстрирует множество новых форм поведения. Усиливающийся эксгибиционизм, интерес к анатомическим различиям, генитальная мастурбация, всё это указывает на начало доминирования так называемой генитальной фазы. Для психосексуального развития, важно, чтобы в этом периоде девочка решила две важные задачи.

Прежде всего она должна принять женскую половую роль, а также интегрировать свой ценный образ тела. В этом процессе занимает важное место эксгибиционизм (демонстрирование своего тела, себя). Многие маленькие девочки, по видимому, испытывают удовольствие от бега, прыжков, танцев и кувырканий, им нравится всячески демонстрировать своё тело. Они ищут поощрения со стороны обоих родителей, которое усиливает их удовольствие от ощущения своей принадлежности к женскому полу. Эти формы деятельности способствуют формированию у девочки женской половой идентичности. В то же время девочки обычно проявляют сохраняющийся и более конкретизированный интерес к тому, чтобы быть похожей на мать, нередко выражают желание украшать себя, подобно ей, определёнными аксессуарами, означающими для них женственность. В этом возрасте основное сексуальное возбуждение девочки уже могут локализовать, они начинают сосредотачивать своё внимание на половых органах. Девочка может использовать косвенные и замаскированные способы стимулирования интимных органов, например, сжимая бёдра или качаясь на коленях своего отца.

В этом возрасте ярко выражено соперничество с мальчиками, что является составной частью продолжающегося процесса формирования ценного образа женского тела. Если соперничество чрезмерное и сопровождается чувством неполноценности, снижением самооценки, то обычно проблему можно проследить до появления более ранних проблем в отношениях с мамой, которые становятся причиной личностной уязвимости. В таких случаях развитие устойчивого, сопровождающегося приятными чувствами ощущения женственности может нарушиться, а позитивное развитие откладывается на более поздний срок. Чтобы успешно преодолеть эту фазу, девочка должна найти способ справится с завистью к мальчикам, и обрести ценное представление о собственном женском теле.

ДОЧКА И ЕЁ ЖЕНСКАЯ РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ

Поло-ролевая соотносимость относится к сознательным, но более всего к бессознательным способам взаимодействия с другими людьми. То, что мы называем женской ролью, появляется в необычайно раннем возрасте. Типично женские манеры, жесты и способы взаимодействия можно наблюдать ещё до того, как девочка начинает ходить. Это не только свидетельствует о формировании первичного ощущения в раннем детстве, но и указывает на раннее появление женских поло-ролевых идентификаций с мамой, бабушкой, а также с любыми другими женщинами.

Следующее проявление поло-ролевой идентичности – желание заботиться о ребёнке. Свидетельством такого желания является, в частности, игры в куклы, которую можно наблюдать у девочек уже на двенадцатом-восемнадцатом месяце жизни. Когда у маленькой девочки появляется первичное ощущение женственности, и она всё больше осознаёт свою принадлежность к женскому полу, она начинает идентифицироваться с манерой взаимодействия своей матери с другими людьми и с её заботливым поведением по отношению к ней самой.

Чтобы иметь желания и фантазии занять место матери по отношению к отцу, она должна и испытывать гордость от своей принадлежности, подобно матери, к женскому полу, и идентифицироваться с ролью матери во взаимодействии с отцом. Вместо того чтобы быть ребёнком или маленькой девочкой папы, она хочет быть «хозяйкой дома» и объектом любви, избранным отцом. Теперь у неё нередко появляются фантазии о свадьбе.

Когда благодаря этим фантазиям женская половая роль становится более прочной, девочка начинает бороться за своё право взаимодействовать с отцом более зрелым образом, одновременно расширяя и углубляя идентификации с матерью.

Желание иметь ребенка и игра в заботу и уход за ним продолжаются как выражение женской половой роли. В этот период фантазии часто становятся более конкретизированными не столько вследствие расширения идентификаций с матерью, но и вследствие изменения роли девочки по отношению к отцу; теперь она хочет иметь ребёнка от отца. Как сказала одна девочка в возрасте четырех лет и пяти месяцев после того, как мать родила ей сестру: «Мне приснилось, что папа подарил мне пять пупсиков».

ОСНОВА СЕКСУАЛЬНО-ПАРТНЕРСКОЙ ОРИЕНТАЦИИ ДЕВОЧКИ

В возрасте от 4-7 лет развитие девочки предполагает, что она все больше и больше принимает отца в качестве объекта любви и создает конкретизированные фантазии о «чарующем образе ее желанного отца». Поступая, таким образом, девочка делает первый шаг на пути к конечной гетеросексуальной ориентации.

В основе смещения и изменения привязанности дочки от матери к отцу, лежат задачи развития в 2-3 года, в которой развиваются ценное ощущение женственности и женская половая роль. Они формируются на основе привязанности девочки к своей матери. Если девочка в возрасте 2-3 года, устранила противоречивые чувства в отношении матери и достигла необходимой степени устойчивости образа любимого объекта, то она начинает воспринимать себя обладающей, любящей и доступной, то есть, образ своей мамы девочка присваивает себе, внешнее становится внутренним. Теперь под направляющим воздействием своего женского «идеала» и желания расширить свою женскую половую роль она может быть поглощена фантазиями о предпочтении себя отцом, не только не опасаясь оказаться оставленной матерью, но даже будучи уверенной в сохранении её любви. По мере того как девочка обретает способность к тройным отношениям (отец, девочка, мать) она расстается со своей исключительной привязанностью к матери. Девочка не отвергает её: она хочет отношений с отцом, то есть желает, чтобы отношения с отцом отличались от отношений с матерью. Здесь тревога концентрируется вокруг страха потери отцовской, равно как и материнской, любви.

Хотя в фантазии девочка оттесняет мать, представляя себя обьектом любви своего отца, она продолжает рассчитывать на поддержку идеализированного материнского образа доброй феи. Более того, ее фантазии конкретизируются в связи с этим образом, и она испытывает тревогу, если считает, что ее желания, касающиеся отца, подвергают опасности ее привязанность к матери.

Позитивное развитие девочки в этом возрасте не всегда проходит так гладко, как, кажется. Отчасти это развитие зависит от того, как и в какой степени, отец реагирует на девочку теперь, когда она обрела способность к установлению треугольных отношений. Восхищение отца подкрепляет гордость и самооценку дочери, стимулирует ее идентификации с женским «идеалом». Если же отец скорее обольщает девочку, нежели восторгается ею, то она может стать чересчур возбуждённой, оказаться во власти противоречивых чувств преданности и вины и в таком случае может регрессивно воссоединиться с матерью. Здесь отцу важно осознавать своё поведение, и понимать свою дочь. Другие возможные проблемы в отношениях дочери и отца включают в себя склонность девочки либо идеализировать отца, либо воспринимать его как садистского и наказывающего, если он сравнительно часто отсутствует, неотзывчив или излишне критичен.

Другим препятствием в развитии девочки являются её чувства по отношению к матери. Трудности в разрешении конфликтов фазы примирения могут задержать развитие. Причиной задержки при начавшемся движении вперед могут стать предшествующие тяжелые конфликты. В таком случае из-за зависти девочки к матери или сознательного чувства вины, порожденной желаниями близости с отцом, стремление к этой близости заменяется страхом потери матери. Кроме того, поскольку формирование самокритики у девочки начинается рано, идеализация матери и критика со стороны внутреннего самоконтроля, в ответ на попытки разрешить конфликты стадии примирения могут подорвать уверенность девочки в своей женственности. Сочетание этих факторов может заставить ее отказаться от соперничества, возвратиться к ранней привязанности к своей матери и зафиксироваться на состоянии детской зависимости. В таком случае у девочки начинают преобладать покорность, уступчивость и мазохистские черты характера.

МЛАДШЫЙ ШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД

В возрасте от 7 до 12 лет девочка перерабатывает прежние проблемы, консолидирует и конкретизирует все аспекты своего полового развития. На этой стадии половая идентичность расширяется и становится более прочной. Благодаря развитию социальных отношений девочка начинает общаться с разными группами сверстников и получает больше возможностей для нахождения новых объектов идеализации и идентификации. Поскольку отношения со сверстниками могут стать конкурентными и вновь побудить былую неуверенность в себе, девочка, чтобы подкрепить свое ощущение женственности, может использовать и гиперболизировать стереотипные и несколько поверхностные аспекты женственности. У некоторых девочек, наоборот, в этот период отмечается мальчишеское поведение, которое может свидетельствовать о конкретизации мужских идентификаций. Оно также может служить средством компенсации для девочек, чувство женственности которых по той или иной причине является ненадежным или недооценивается.

В этот период, когда осваиваются половые роли, поло-ролевая идентичность становится более конкретизированной. В эти годы девочки с разным уровнем осознания этой идентичности изображают из себя матерей, воспитателей, хозяек дома, учительниц и т.д., поскольку их поло-ролевая идентификация начинает в себя включать аспекты социально приобретённого поведения и они идентифицируются не только с матерями, но и с другими женщинами. Идеал уравнивания полов и соответствующие установки, которых в наше время часто придерживаются родители, в этот период могут быть скорее источником тревоги, чем спокойствия девочки, поскольку ее личностная и половая идентичность пока ещё не слишком устойчивы.

Сексуально-партнерская ориентация в этом периоде не особенно выражена, и в отношениях со сверстниками скорее проявляется тенденция к бисексуальной ориентации. Девочке может нравится определённый мальчик, но она обращает больше внимания на отношения со сверстницами, отражая аспекты более ранних отношений с родителями. Девочки образуют небольшие группы или пары лучших подруг; если диаду нарушает соперница, это может стать причиной болезненных страданий. Попытки создавать группы из трёх человек зачастую не удаются.

ПОДРОСТКОВЫЙ ПЕРИОД

Исходное смешение у женщины мужских и женских черт, её половая роль и сексуально-партнерская ориентация закрепляются в результате разрешения ею предсказуемых конфликтов развития подросткового возраста. Окончательное переплетение всех этих нитей обычно происходит к концу подросткового периода. На конечную возможность женщины найти удовлетворительное и ценное ощущение своей женственности и переживать сексуальное удовольствие во многом влияют ее реакции на задачи развития, возникающие вместе с первой менструацией.

Первая менструация девочки сопровождается важной корректировкой образа её тела. Маленькая девочка школьница превращается в подростка со зрелым телом и быстро формирующейся грудью. Юная девушка должна соотнести свое представление о себе и своем теле, чтобы согласовать эти физические изменения. За сравнительно короткое время эти телесные изменения делают различия между мужчиной и женщиной, ребенком и взрослым более очевидным. Неразрешенные конфликты, в какой либо из этих областей вскоре заявляют о себе – зачастую в виде озабоченности своим телом, когда девушка пытается справиться с неутешительными расхождениями между своим собственным и «идеальным» телом.

Приобретение взрослого тела властно напоминает девочке, что она похожа на свою мать, но вместе с тем отделена от нее. Сознательно или предсознательно это напоминание оживляет неразрешенные желания, связанные с отношениями между матерью и ребенком, и конфликты, возникавшие на всех стадиях развития. Трудности в разрешении этих конфликтов проявляются, помимо прочего, в преобладании у девочек-подростков нарушений, связанных с принятием пищи, когда они пытаются изменить форму своего взрослого тела.

В связи с наступлением первой менструации могут также возникнуть страхи телесного повреждения. Менструальные выделения или их нерегулярность вызывают тревогу, возможно, из-за связи с беременностью, но гораздо чаще – из-за неопределенности по поводу загадочных внутренних процессов. Биологические изменения также возрождают и усиливают сексуальные побуждения девушки. Усиленная мастурбация, а также некоторые сексуальные действия с другими не являются чем-либо необычным, хотя, как правило, они вызывают тревогу, чувство вины и стыда. Кроме того, причиной тревоги часто становятся любопытство и фантазии о половом сношении, поскольку фантазии о боли и повреждении при половом акте – явление распространенное.

Кроме того, в подростковом возрасте корректируется и окончательно формируется поло-ролевая идентичность. Зрелая сексуальность подталкивает к поиску новых способов взаимодействия с другими людьми, особенно с потенциальными любовниками. Часто, достигая половой зрелости, девочка обретает новое чувство уверенности в себе; из заботливой и стеснительной она может превратиться в надменную и флиртующую, иногда даже кастрирующую и садистскую личность.

У девочки подростка вновь появляется желание иметь ребенка, которое отражает, с одной стороны, возрожденные инцестуозные желания, с другой стороны – изменения более ранних поло-ролевых идентификаций и дополнение к ним. Более того, сознательно нежелательная, но бессознательно желанная беременность – не редкость в подростковом возрасте, и желание окончательно принять женскую половую роль, ухаживая за собственным ребенком, встречается у многих девушек, которые растят своих детей. Но подростковая беременность – вещь более сложная, чем консолидация поло-ролевой идентичности. Зачастую возлюбленный является заменой матери, а сексуальные отношения могут быть прежде всего выражением стремления к прежним зависимым отношениям. Нередко после рождения ребенка, если не до него, молодой человек исчезает, и девушка возвращается к матери. Для некоторых девушек такая ситуация означает удовлетворение бессознательного желания иметь ребенка и вернуться к собственной матери, теперь они равны, и вместе с тем впервые создать воображаемое, идеализированное, желанное единение с матерью.

В раннем подростковом возрасте, когда девочки увлекаются мальчиками, нередко возникает явный интерес к любовным отношениям. Такая пылкая влюблённость может указывать на стремление девочки реализовать свои женские интересы и на желание осуществить гетеросексуальный выбор объекта. Эти отношения могут конкретизировать и стать источником удовольствия и любви в той мере, в какой остаются вытесненными инцестуозные побуждеждения. Если гетеросексуальная активность пробуждает у девочки бессознательные фантазии об исполнении запретных желаний, она может оказаться от них под воздействием чувства вины.

Путь девочки – подростка к разрешению своих конфликтов, связанных с выбором человека, лежит через её «идеал». Инфантильные образы себя и другого должны быть скорректированы и соотнесены с реальностью. Образ идеальной заботливой матери, с которой девочка в своих фантазиях находится в симбиотическом единстве (или расчеплённой образ лишающей, жестокой матери и желанной доброй феи) – это скорее миф, чем реальность, равно как и удовольствие, содержащееся в такой фантазии. Исчезновение этих мифов позволяет девочке интегрировать зрелый «идеал», основанный на идентификациях со скорректированным представлением о матери и обьединенный с идентификациями с другими вызывающими восхищение женщинами. Теперь девочка получает возможность сделать гетеросексуальный выбор.

Использованная литература:

1. Ф. Тайсон «Психоаналитические теории развития»

2. Дэниел Н. Стерн «Дневник младенца»

3. З. Фрейд «Лекции по введению в психоанализ»

4. З. Фрейд «Избранное»

5. Энциклопедия Глубинной Психологии

http://www.my-psiholog.kiev.ua



 
Форум Наше Чадо » Карапузы (3-6 лет) » Воспитание » Дочка и её женственность
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Связаться с нами Счастливая женщина