Удивительно не то, что мы теперь взрослые. Удивительно, что теперь взрослые - это мы
Сб, 2024-04-27, 01:21
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум Наше Чадо » Карапузы (3-6 лет) » Воспитание » Социальная адаптация
Социальная адаптация
sKazkaДата: Ср, 2010-06-09, 13:17 | Сообщение # 1
Гуру
Группа: Администраторы
Сообщений: 7075
Награды: 39
Репутация: 92
Статус: Offline
Есть люди, умеющие доходчиво и ясно излагать свои мысли по поводу. У меня с этим немного туговато и с эпистолярным жанром я не дружу, посему привожу чужие слова но очень близкие мне.

http://vetka0.livejournal.com/132657.html?view=315697#t315697
Ну ладно, давайте поговорим о пресловутой социальной адаптации. Спросим себя – какие образы, воспоминания, понимания, знания у нас возникают в голове при этом словосочетании? Детская группа, совместные игры, умение существовать и выживать, ушки зайчика на детских выступлениях под скупую материнскую слезу от умиления, кружочки бархатной бумагой, старательно наклеенной по образцу, игра «в глупости», банты и белые колготки с букетом цветов на 1 сентября, школьная заклятая подруга (друг), совместные походы по подвалам и многое другое.

То есть большинство вспоминает при слове «социум» детей и их забавы. Это то, что заложено в наших коридорах мышления. Не спорю, именно в детской стае дети учатся и проигрывают различные модели поведения, подражая взрослым. Но, социум – это значительно больше, чем детская стая. Давайте, дорогие мои «взрослые» расширим наши коридоры и посмотрим что необходимо для нормальной социальной адаптации. Нормальной, в данном контексте, это когда решается задача – научить ребенка адекватно взаимодействовать с людьми разного пола и разного возраста.

Давайте посмотрим в словарях определение. Адаптация – процесс приспособления к новым условиям среды. Соответственно, социальная адаптация – это процесс приспособления личности к новым для нее социальным условиям. Оговорюсь, что новым для ребенка является все, где нет опыта, а приспособление – это постепенный процесс в результате которого ребенок познает правила по которым действует данный социум, и, сначала учится действовать по этим правилам, а потом вырабатывает привычки взаимодействия. Да, да, адаптированный человек – это человек с набором автоматических привычек.

Но давайте вспомним, что надо для того, чтобы ребенок спокойно познавал эти правила и вырабатывал привычки? Правильно, первичное условие – безопасность. Для того, чтобы стало это понятно, я приведу пример как ребенок познает и адаптируется к пространству, а потом мы эту же модель применим к социуму.

Вот новорожденный – границы тела неопределенны, он шар со ртом, пространства комнаты огромны, по сравнению с ограничивающими его во внутриутробной жизни стенками матки. В первые 40 дней его основная задача – убедиться в надежности матери и безопасности. Как только эта задача решена, он начинает с маминых рук оглядывать комнату. Для него это – безопасная территория гнезда, а мама – постоянная «точка опоры», центр мира.

По мере освоения тела и овладения навыками ползания и ходьбы, он осваивает разные уровни пространства. Любимые мамины вазочки, пульт от телевизора, красивые кнопочки на компьютере и прочее – все должно быть обследовано и изучено. На ощупь, на вкус, на прочность. Вы помните, как ваш ребенок познавал вашу квартиру? Он сначала ползал вокруг маминых ног. Потом отползал на границу комнаты и возвращался. Потом отползал за границу комнаты и опять возвращался. И так все дальше и дальше. Он осваивал новое, заходя все дальше и дальше в своей адаптации к этому пространству. А «точкой опоры» была мама. Безопасная мама.

Когда мама выходила с ним на улицу – он внимательно осматривал все что видит с маминых рук, и маме и в голову не прейдет отпустить ползающего ребенка в магазине (ну я надеюсь, что не придет) или на проезжей части для изучения «нового пространства». Просто потому что оно небезопасно. Оно чужое и у ребенка нет достаточного количества навыков, чтобы адекватно с ним (этим пространством) взаимодействовать.

Ребенок растет, ходит с мамой за руку гулять, потом ходит рядом, потом отбегает на 2 шага, потом на 5. И так, постепенно, наблюдая и пробуя он осваивает пространство улицы. Узнает, что зеленый человечек – это не глюк, а знак светофора и что на горке можно кататься. И вот в какой-то прекрасный день он заявляет: «Я пойду гулять один на улицу». И мамаша, капая в водку флакон корвалола и хватаясь за сердце стоит и смотрит в окно как ее дитятко сделав круг по двору возвращается домой. Потом это уже не 15 минут, а час. Потом это автобус и метро. Ребенок в своем познании пространства заходит все дальше и дальше от гнезда – места, которое для него является константой, началом координат.

И мы, родители ничего специально не делаем для того, чтобы привить ему «самостоятельность», приучить его выживать в мегаполисе. Представьте мамашу, которой в голову взбрела мысль, что если не оставлять ребенка с трехлетнего возраста на улице одного, то он не сможет научиться нормальной пространственной адаптации. А если уж совсем утрировать пример – она несет его в заведомо опасные места, с пеной у рта доказывая всем, что ему (ребенку) все равно придется жить в мире скоростей и машин и надо начинать приучать его к этой жизни, бросая в самую гущу мира для адаптации. Абсурд? Согласна.

Мы же просто живем и передвигаемся сами и своим примером и наставлениями показываем правила жизни в данном пространстве, точно веря и зная, что рано или поздно, ребенок ЗАХОЧЕТ самостоятельности и пойдет осваивать мир в котором он живет. А со всеми неудачами и поражениями он будет прибегать в родной дом – в безопасность. Мы не торопим его. И чем мобильнее семья, тем шире границы для ребенка.

Зачем я так долго это расписываю. Чтобы мы посмотрели на социальную адаптацию, как на постепенный процесс, который неизбежен. Просто потому что ребенок ХОЧЕТ жить в обществе, жить в ладу с обществом, с возрастом расширяя свой круг общения. Понимаете? Ничего не надо делать специально. Я понимаю, что эта мысль непривычна. Чтобы лучше ее понять, я расскажу об этапах социальной адаптации.

У человека длинное детство, которое ему нужно, чтобы вырастить большой мозг, который усваивает огромное количество информации, в том числе и многоуровневую структуру данного общества, все связи в нем и модели взаимодействия. Первичная социальная адаптация происходит до 9 месяцев, когда ребенок находит свою мать после рождения, убеждается в ее безопасности и выстраивает с ней отношения в симбиозе, где ребенок зависим, а мать ведшая. Про ведущую роль матери стоит написать отдельно, так как многие путают ее с авторитарностью и деспотизмом, но не в этом посте. Примем просто сейчас, что ведущая роль матери в данном контексте заключается в том, чтобы демонстрировать модели поведения в социуме, поправлять ребенка, если он неадекватен в своих проявлениях и давать адекватный выход из ситуации.

С 9 месяцев (срок приблизительный) ребенок начинает обращать внимание на окружение. И вот тут внимание – он начинает исследовать безопасное окружение, которое ему предоставляет мать, то есть окружение «своих». Давайте введем как входные данные – есть свои, есть чужие. Свои – это то самое поддерживающее окружение, которое удовлетворяет все врожденные ожидания малыша, о которых я писала. То есть ожидание принятия, доверия, веры, обратной связи и т. д. Есть чужие – это просто люди, которые во вне. Ну как есть квартира, а есть улица. Чужие не плохие, не хорошие. Они могут быть любыми и с ними надо со временем научиться взаимодействовать, когда будет освоено взаимодействие со своими.

Свои – это база, тыл, к которым ребенок всегда может прийти и передохнуть. Раньше эту роль исполняли семья, род. Сейчас это по большей части друзья и единомышленники. Я имею ввиду не только взрослое население, но и детей этих взрослых, которые и образуют ту самую пресловутую детскую стаю. Не надо создавать какого-то специального общества для ребенка. Он ожидает, что мама и папа социально активные существа и у них есть круг общения своих, с которыми он и будет осваивать социальные модели. Предвижу вопрос – если окружение ребенка будет доброжелательным, то не будет ли он потом в чужом обществе бит и повергнут жестокостью мира и сможет ли постоять за себя? Отвечу – а что, разве среди «своих» не бывает конфликтов? Разве в гостях с ребенком у подруги, у которой тоже есть ребенок вы не наблюдаете конфликтов между детьми? Конечно бывает. Мы же не создаем парниковых условий с роботами. Это такое же живое общество. Просто когда это свои – вы точно можете быть уверены, что все изначально безопасны для ребенка, не осудят, помогут, поддержат, примут и то, чему он научится в данном обществе достойно подражания. А что делать если такого общества нет? Вот это то над чем стоит задуматься. Вы знаете, что в большинстве своем у родителей, страдающих социофобией дети социально неадекватны, вне зависимости от того ходят они в сад и школу или учатся дома.

С 9 месяцев до 3-х лет ребенок наблюдает за социумом, пытаясь с ним взаимодействовать. Но это пока попытки. В основном он при матери или опекуне (безопасном). Он идет в детскую стаю, например, постоит и возвращается. Потом идет и взаимодействует и опять возвращается. И так до тех пор, пока он не почувствует в себе сил вступить в этот социум на правах участника. В этом возрасте ребенок должен иметь достаточно возможностей наблюдать в безопасной среде за детьми, взрослыми и стариками. Таким образом он записывает (импринтингует) модели взаимодействия социума в котором родился.

К трем годам у него достаточно набранных моделей и он честно идет все это пробовать, то есть познавать себя как социальную единицу. Оговорюсь опять – в безопасной социальной среде, то есть среди тех детей, взрослых и стариков, которые составляют круг общения родителей. Вы знаете, что это обязанность родителей обеспечить своего ребенка поддерживающим окружением разного пола и разного возраста? Ребенок точно знает – родители плохого не пожелают и раз сказали живи тут, значит это свои и все что тут происходит - правильно. Он не понимает, что мы идиоты и помещаем его в заведомо чужую среду, с которой сами общаться бы вряд ли стали.

С 7-9 лет ребенок пробует выходить из круга своих и общаться самостоятельно с чужими. Он уже с удовольствием посещает кружки, гуляет во дворе, заводя новые знакомства. Сначала по чуть-чуть, потом все больше и больше. Но! Это добровольное общение. Он знает, что ему не надо тут выживать во чтобы то ни стало. У него есть «свои», а когда есть такой тыл, то можно за чужими наблюдать, пробовать, уходить, возвращаться и опять пробовать – одиночкой он все равно не останется. Он хочет познать этих «чужих» и делает это постепенно в комфортном для себя темпе и стиле. Только при чем тут детский сад и школа? Но об этом я еще напишу.

Как можно научить ребенка плавать? Двумя способами. Первый – бросить в середине реки, может выплывет. И, кстати, многие выплывают. Второй – нанять тренера, который постепенно познакомит его с водной средой и взаимодействию с ней. Вам какой больше нравится?

На сегодня хватит. И так получилось много. Не умею я писать коротко)))



 
sKazkaДата: Ср, 2010-06-09, 14:33 | Сообщение # 2
Гуру
Группа: Администраторы
Сообщений: 7075
Награды: 39
Репутация: 92
Статус: Offline
Тема социальной адаптации, как и предполагалось, вызвала множество вопросов «А вдруг? А как?» Я понимала, что надо раскрывать тему шире, но не знала как. Очень много пластов, и я не знала с чего начать. Много кусочков, но как их сложить? Можно бесконечно копаться в частностях, и их будет миллион вариантов. А можно показать общую картинку и человек сможет увидеть все частности разом. Мне помогла маленькая девочка.

На днях я сидела в макдональдсе (да, да, я ем в макдональдсе, но подождите кидать в меня тухлые помидоры, речь не о моей диете) и работала на своем чудесном маленьком нетбуке со встроенном инетом. Я смотрела картинки сайта моего нового проекта и делала задание для програмиста. Вдруг, я замечаю, что у меня за спиной стоит девочка, лет девяти. Тихо так стоит и заворожено смотрит на экран. Моя первая (привычная) реакция : «Что нужно этому ребенку? Пусть отойдет и не мешает. Какой невоспитанный ребенок». Это во мне включилась моя мама, которая всегда считала, что дети мешают взрослым. Слава богу, свои автоматические реакции я отслеживать умею, а уж мою маму во мне знаю в лицо, поэтому вторая мысль была : «А чем она невоспитанна? Она никак не мешает мне, не лезет ко мне на голову, не угрожает мне. Картинки и правда красивые. Вот если бы у меня за спиной встал мужчина, что бы я сделала? » Я повернулась и улыбнулась ей. Она подошла поближе и спросила: «А что это такое?» Я объяснила, что это будет сайт в Интернете. Мы поговорили. Она, получив все ответы на свои вопросы, радостно подбежала к маме, которая сидела за соседним столиком и стала ей рассказывать о том что узнала от меня.

До этого я, как раз, размышляла о том, что мы взрослые хотим дать детям все самое лучшее, создать для них (поместить их) в какой то особенный мир, где им будет хорошо, где их научат, покажут, расскажу. Вот мы их довели до 3 лет ( и почему именно 3 года?), а дальше нужны Профессионалы! Потому что в нашем восприятии себя, мы - люди без талантов и способностей, маленькие серенькие птички, и при этом у нас есть суперважные проблемы, которые в нашем мире взрослых надо решать. Поэтому тот мир, что мы создаем детям, должен еще делать так, чтобы дети нам в нашей взрослой жизни, не мешали и не отсвечивали. Такое очень глубокое, где-то в мышлении и мироощущении, разделение детей и взрослых. Словно невидимая стенка.

Почему, когда я подчеркиваю, что задача социальной адаптации – это научиться взаимодействовать с людьми разного пола и разного возраста, большинство понимают это как «обеспечить ребенка разновозрастной детской группой». Почему когда я говорю, что вначале ребенок адаптируется среди своих, у всех сразу встает вопрос об их количестве и сомнения в том, что вашего круга общения для ребенка достаточно, чтобы сформировать в нем уверенность в своих силах для контактов с чужими? Почему, когда я говорю, что общение с чужими должно быть добровольное с альтернативой повернуться и уйти, если не справляешься, все сразу начинают бояться, что он не сможет прижиться в рабочем коллективе? И почему работа, общение и жизнь воспринимается нами, взрослыми (типа) дядями и тетями не как удовольствие и интересное занятие, а как «принудиловка» и «проблемы взрослых». Как объяснить, что мир взрослых и детей – единый мир? Что это преемственность поколений и жизнь которую мы для себя создаем и есть среда для развития детей. Мы же хотим (можем) вывести их в тот социальный слой и на тот уровень жизни, куда вышли сами и где находимся сейчас, но с лучшим качеством и дать им вектор двигаться дальше. Значит для детей надо создавать ни какой-то специальный мир, а знакомить со своим миром и в нем его и адаптировать.

Сразу оговорюсь, что армию для мальчиков я сейчас обсуждать не буду, потому что для меня пока эта тема далека и не раскрыта. Когда меня спрашивают: « А как же Армия?» Я отвечаю: «В армии свои законы и все что я могу сделать по максимуму – это вырастить ребенка со здоровой психикой, чтобы, если уж в нее попадет, он вышел с наименьшими потерями, а лучше, с приобретениями.»

Так вот, после общения с этой девочкой, у меня как-то все встало по моим местам и я начну. Но в один пост я не уложусь (кто бы сомневался), поэтому начну издалека и с вопроса – откуда в нас столько страхов, что мы не способны дать детям все необходимое?

Основная цель человечества – выжить. И не просто выжить, а с хорошим качеством. Один из инструментов для выживания, который заложен в нас, как в биологический вид – это преемственность поколений. Попросту говоря – передача опыта. Есть прямая передача – демонстрация, обучение. Есть на уровне генетической памяти, куда записываются те модели поведения, которые привели к выживанию, как отдельного индивидуума, так и целого народа. И чем большее количество поколений применяло их как правильное, тем крепче они вшиваются в базовые установки, которые человек просто «знает». Их трудно в себе увидеть, еще труднее осознать и совсем уже сложно изменить. Пересмотр таких установок происходит только в том случае, если они давно потеряли свою актуальность или стали угрожать выживанию. Ну например, моя мама ребенок войны и склонна (мягко сказано) к накопительству и нищенскому мышлению. Я, конечно же, тоже взяла эту модель. Мне пришлось долго вырабатывать в себе навык выбрасывать отслужившие вещи и позволить себе выбирать одежду, обувь и питание, основываясь на их качестве, а не цене. Но мы говорим о детях. Какие же «базовые» установки сформированы в нашем обществе относительно детей?

Немного истории. Вы знаете какой декретный отпуск был в послереволюционные годы? 72 дня. Представляете? Это чуть больше дух месяцев. После этого женщина была обязана сдать ребенка в ясли и выйти на работу. Иначе она становилась тунеядкой (а раньше была статья за тунеядство, кто не помнит), и осуждалась обществом. Ценность женщины в роли матери, которая сидит дома с детьми, была разрушена в ноль. Это была государственная политика, которая преследовала свои цели. Первая – рабочая сила, которая нужна была для восстановления молодого социалистического государства. Вторая - вырастить человека с новым мышлением. Для этого ребенка с пеленок забирали от родителей и растили в определенной идеологии. Пионеры, комсомольцы и прочее. Даже я еще застала политинформацию в детском саду (!), где нам рассказывали о холодной войне и капиталистическом враге, который хочет нас уничтожить. Помню, какой ужас в своей беспомощности я испытывала на этих «занятиях». Родителей убеждали, что в яслях, садах, школах, лагерях профессионалы, которые смогут позаботиться об их детях лучше, чем они, что там хорошие условия, диетическое питание, игрушки, забота и прочее. Родители свято верили, что только в таком искусственно созданном мире дети получают истинное развитие. Некоторые не верили, но у них не было выбора. На уровне всего народа была в голову крепко засажена мысль, что родители сами не могут позаботиться о своих детях, что у них есть более великие цели. Что надо доверить своих детей тем, кто действительно сможет о них позаботиться. Передать ответственность государству. И на тот момент, в года разрухи, повальной безграмотности и голода, это наверное, было правдой. Народ выживал.

Я не знаю, когда именно продлили срок декретного отпуска. Порывшись в Интернете, дядя Поисковик не дал мне такой информации. Но! Поколение наших мам уже имели полное право сидеть дома с ребенком аж полгода! Потом ясли и работа. В противном случае – осуждение общества, штамп тунеядки, потеря стажа, что почему-то очень все боялись, потеря всех коэффициентов к зарплате, пенсии и прочее. Было насажено столько страхов и санкций, что никто даже не осмеливался думать о том, чтобы оставить ребенка дома. Кроме того, взрослые держались за свое рабочее место и нравится тебе начальник или нет, нравится коллектив или нет, надо было приспосабливаться. Не было альтернативы. Тоже самое было и в садах и в школах. Выживай детеныш – выбора нет. Вы осознайте масштаб! Точно выверенная политика на разрушение института родительства «Разделяй и властвуй» и внушение – «Вы помучаетесь, зато все для детей. Наши дети будут жить лучше в светлом будущем.»

Дети же находились в детской принудительной среде и, взаимодействие взрослого мира и детского было минимальным. Мы не знали куда взрослеть, не было вектора. То-то сейчас слово «инфантилизм» стало таким модным и распространенным. Воспитатели и учителя были скорее надсмотрщиками, с которыми неизвестно как общаться, а если среди них находились яркие личности, достойные подражания, они задавливались общей системой в два счета. Родители были в каком-то закрытом от нас мире, куда детей не пускали. Считалось, что дети не были полноценными людьми, со своими потребностями, которых воспринимают в серьез, которых берут во внимание взрослой жизни. И если мы заявляли свои права на любовь, ласку, понимание, веру, нам отвечали: «Чем ты недовольна, я тебя всем обеспечиваю» Ну, вспомните. Гости. Детям, как правило, накрывался отдельный стол – и это было неким изыском, модой. Потом, детей отправляли в комнату, чтобы они не мешали и «не слушали взрослых разговоров» и уж тем более не высказывал свою точку зрения. Мы постоянно кому- то мешали. Нет, конечно, родители выполняли родительский долг – смотрели за успеваемостью, ходили в музеи, на елки, отдавали в секции и прочее. И этого считалось достаточно. Но это был долг, а не интересное и плодотворное взаимодействие поколений.

Были семьи, где все описанное мною процветало буйным цветом, были, где родители все-таки старались воспринимать ребенка как личность. Но общая система работала безошибочно и установки, которые мы, (хотим мы этого или не хотим) несем в своих головах, ей (системой) заложены в нас три-четыре поколения назад. А это срок.

Я не люблю лезть в политику и ругать то, что было раньше. Все для чего-то было нужно. Историческую справку я привожу только с той целью, что бы мы, взрослые, смогли увидеть и осознать эти установки. Потому что пока мы в них, все наши рассуждения и вопросы идут из одной плоскости – системы советского государства. И даже когда мы пытаемся делать наоборот, это не осознанное решение движения, а бунт и бегство.

Подведу итог на сегодня. Что из всего вышесказанного у нас лежит в голове, как «знание».

Все для детей, для детей самое лучшее, детям лучший кусок.
Для детей надо создавать специальные условия.
Родители не несут ответственность за своих детей, за них несут ответственность профессионалы.
Родители не могут учить своих детей, это могут делать только люди со специальным образованием.
Детям обязательно нужны дети, иначе они будут страдать от нехватки общения.
Дети мешают полноценной жизни взрослых.
С детьми неинтересно, но надо выполнять родительский долг и с ними заниматься.
Дети должны быть послушными, сидеть и не отсвечивать.
Дети не воспринимаются всерьез.
Женщина, которая сидит с детьми – тунеядка и ее ценность в обществе равна нулю.
Взрослый мир – это мир проблем, трудностей и войны.
У взрослых нет выбора. У детей тоже.
Взрослые и дети – это две отдельные вселенные. Есть мир взрослых и мир детей.
Есть некое светлое будущее, куда мы должны вывести своих детей

Можно продолжить список, но я остановлюсь. Каждый увидит в себе сам какие именно установки в них сидят, а какие прошли мимо. Важно, что все это уже потеряло свою актуальность и пора усомниться в незыблемых догмах. Может быть такое, что пересмотрев, вы решите, что это правильно и вернетесь к этим знаниям, но уже осознанно.

Давайте, потихоньку уже соединять у себя в голове мир взрослых и мир детей. Вовлекать их в свое внимание и свою жизнь. Мы несем ответственность за наших детей. И только мы. Государству уже давно нет дела. Помните как в фильме Аватар они приветствовали друг друга : «Я вижу тебя». Вот давайте видеть детей. Не только своих.



 
sKazkaДата: Ср, 2010-06-09, 14:42 | Сообщение # 3
Гуру
Группа: Администраторы
Сообщений: 7075
Награды: 39
Репутация: 92
Статус: Offline
Ну, хорошо, предположим, что со стереотипами и установками, в первом приближении, разобрались. Объединили мир взрослых и мир детей. Что дальше? А вот тут начинается самое интересное. Что мы можем в этом нашем взрослом мире дать детям для социальной адаптации, если не лучший сад и школу? А что надо?

Повторюсь - задача социальной адаптации - научиться взаимодействовать с людьми разного пола и разного возраста. Добавлю - эффективно и конструктивно взаимодействовать. То есть научиться групповому поведению. Что значит взаимодействовать? Пойдем от взрослых - мы же хотим именно этот педагогический результат получить? Взрослого, адекватного социуму человека со свободным мышлением, способного приспосабливаться к любым новым условиям.

У взрослого человека есть (условно) три круга взаимодействия. Первый - самый близкий круг. Круг "своих". Это наши любимые, друзья, подруги, единомышленники. Хорошо, если в этот список мы включаем родителей и других родственников, но это бывает крайне редко. Общение с этим кругом всегда идет на очень глубоком уровне. Мы расслаблены, открыты, готовы попросить помощь и принять ее от них. Эти люди адекватны нам, у них схожие ценности и морально-нравственные принципы. Они нас понимают, поддерживают и слышат. Именно этих людей мы спокойно оставим с нашими детьми, точно зная, что они поддержат наш родительский авторитет, подтвердят наши ценности, дадут нашим детям пример для подражания.

Второй круг - чужие свои. Это те люди, с которыми мы контактируем в жизни часто и по каким-то причинам. Это могут быть коллеги по работе, родственники. Туда же могут входить родители, если отношения с ними напряженные, и они не отвечают вашим ожиданиям от своих. Они могут быть прекрасными людьми, а могут не очень прекрасными или откровенно враждебными. Могут не поддерживать ваши ценности, ваши взгляды на жизнь. Общение с ними не всегда бывает комфортно, приходится всегда быть в тонусе, чтобы слышать этих людей, понимать их мотивации, договариваться, сводить картинки, обозначать свои границы и потребности, проходить конфликты.

Третий круг - это чужие. Это временные контакты, люди с которыми мы соприкасаемся в процессе жизни. Это продавщица в магазине, женщина в паспортном столе, соседи, таксисты, мастера по починке крана и прочие. Мы все время контактируем с людьми, которые нас окружают.

Описанные три круга взаимодействия - это и есть тот самый социум, который должен освоить ребенок к взрослому возрасту. И начинает с первого, где получает личностную основу. Доминанту. Фундамент. То как "тут живут". Именно наблюдая за вами и вашим взаимодействием с людьми, ребенок, выполняя функцию сопровождения, безоценочно запечатлевает (импринтинг) все модели взаимодействия людей разных возрастов и разного пола на каждой ступени иерархии. Чему он учится? Ну, во-первых, каким должен быть человек в том или ином возрасте. Ребенок, подросток, взрослый, пожилой, старый - он смотрит на предоставленное вами окружение и запоминает (запечатлевает) что собой представляет человек в том или ином возрасте.

Ну, чтобы стало понятно, о чем я говорю, приведу пару примеров. Я часто встречаю женщин, которые одеты "по остаточному в бюджете принципу", с очень хорошо одетым ребенком. Они думают, что одевая красиво детей, они прививают им вкус. Не трудно догадаться, что их мама делала то же самое. Сама ходила, как придется, пытаясь дать " все лучшее детям". И при опросе мои догадки подтверждаются - в детстве эту женщину одевали "как куклу".Что же случилось? Где обещанный привитый вкус? Не удивительно будет, когда ее дочь в 30 лет придет к ней одетая скромно, при этом тщательно выбирая вещи для своего малыша. Хотите, чтобы ваша дочь одевалась красиво и со вкусом во взрослом возрасте - демонстрируйте ей это. Хотите, чтобы ваш сын придавал значение одежде своей жены - демонстрируйте, как должна выглядеть взрослая женщина. Второй пример ребенок 10 лет пробегает мимо двухлетнего ребенка, не замечая его, сшибает. Значит в том обществе, где он видел это поведение или не было детей младше или он наблюдал подобное поведение как доминанту до того, как ему исполнилось 10 лет в других детях.

Во-вторых, он учится моделям взаимодействия людей между собой. Как взаимодействуют дети в разном возрасте, подростки и дети, подростки и взрослые, взрослые и старики, старики и дети, ну и достройте сами всевозможные связи. Взаимодействие грубо можно разделить на навыки: навык общения, как обмена информацией; конструктивное общение, направленное на достижение цели; прохождение конфликтов, как сведение картинок. Внутри каждого пункта есть следующие навыки: слышать собеседника, понимать, что от него хотят, держать свои потребности (границы), отделять важное от неважного, видеть суть и цель общения, приходить к взаимопониманию. А использует он в этих навыках различные инструменты: прямолинейность, честность, вранье, шантаж, шутка, угроза, уговоры, лесть, похвала, восхищение, унижение и так далее. Модель "дать в морду", я тут не рассматриваю, хотя если он это видит среди себе подобных, он этому тоже учится. Все, что он увидел в своем первом окружении, закладывается как база. Остальные инструменты он нарабатывает сам, приобретая новые навыки в процессе адаптации во втором и третьем круге, но они являются для него непривычными, второстепенными.

Как он учится? Сначала наблюдает, потом пробует. Если модель эффективна, то есть с ее помощью он достигает ожидаемого результата (эффекта), то он ее запоминает как правильную. Если не эффективна, он ее купирует и (желательно) пробует новую. В человеческом мозгу усваивается огромная база моделей поведения в той или иной ситуации. И чем больше будет эффективных, тем лучше.

Так вот, не думаю, что сделаю открытие, если скажу, что базовые социальные навыки, которые ребенок приобрел в том обществе, которое ему предоставили родители в качестве доминанты, используются потом во всех кругах взаимодействия. Ну, к примеру - в семье конфликты решались с обвинениями и оскорблениями. Такой человек будет "взрываться" и среди своих, и в рабочем коллективе, и на продавщицу в очереди, в любой, конфликтной ситуации. Не потому что он скандальный, а потому что для него это привычно. Если ребенку демонстрировались навыки конструктивного прохождения конфликтов, он будет стараться договориться и с друзьями и с начальником и с девушкой из паспортного стола. Если договориться не удается, он взорвется, потому что видел (и пробовал) эту модель среди чужих. Но она идет у него как второстепенная (адаптационная).

Следующий момент, который стоит осветить, что ребенку нравятся живые люди и живые реакции. Даже если мама тихая и интеллигентная, а в окружении есть человек, который быстро и эффективно добивался своих целей матерной строчкой, то будьте готовы к тому, что ребенок возьмет эту "живую и эффективную" модель как основу. Поэтому, помещая ребенка в доминантное окружение, отдавайте себе отчет в том, что с любого человека из него ребенок возьмет что-то. В этом есть свой плюс - если вы понимаете, что не обладаете нужными навыками - дайте ребенку тех людей, где он сможет это взять. Окружение очень мощный инструмент формирования личности.

Ребенок рано или поздно пойдет в "чужой социум". И это нормально. Нельзя держать его под колпаком. Ему надо осваивать и познавать этот мир. Все, что мы можем сделать - это заложить основу.



 
FenixДата: Чт, 2010-06-10, 23:51 | Сообщение # 4
Родитель
Группа: Местные жители
Сообщений: 308
Награды: 7
Репутация: 7
Статус: Offline
Quote (sKazka)
Есть люди, умеющие доходчиво и ясно излагать свои мысли по поводу. У меня с этим немного туговато и с эпистолярным жанром я не дружу, посему привожу чужие слова но очень близкие мне.

Вот и со мной та же история.




Мир в точности таков, как мы его видим...
Мой ЖЖ http://feniks-888.livejournal.com/
Сообщения читаю редко, лучше писать сюда nata888.84@inboxx.ru
 
MarciaДата: Ср, 2012-03-21, 03:31 | Сообщение # 5
Новичок
Группа: Местные жители
Сообщений: 14
Награды: 2
Репутация: 0
Статус: Offline
Спасибо за столь интересную и близкую мне инфу! Сейчас читаю жж и сайт Елизаветы Колобовой))
 
RopAnnaДата: Ср, 2012-03-21, 06:35 | Сообщение # 6
Родитель
Группа: Местные жители
Сообщений: 226
Награды: 1
Репутация: 4
Статус: Offline
Какая родная тема )) можно сказать, тема, в которой у меня научный интерес )))
Правда, тут больше идет речь не о социальной адаптации, а о социализации, это более обширное понятие.
Хорошая информация, доступная каждому и очень важная.
Главное, чтобы мамочки понимали, что процесс воспитания и социализации это разные процессы. И процесс социализации имеет бОльшее воздействие на развитие ребенка.
Еще нужно понимать, что с возрастом меняется интенсивность воздействи социальных факторов.
Например, родители и ближайшее окружение является доминантным фактором только до школы. С первого класса это учительница. В подростковом периоде - круг общения ровесников (и это все очень явно замечают, когда начинаются конфликты и бурная реакция на педагогические воздействия родителей, ну и фраза "мы тебя не так воспитывали").
Тема неисчерпаемая. Хочется еще написать, но времени нет, может позже.
Первый раз пишу о социализации, не используя терминов angel
 
OlyaДата: Ср, 2012-03-21, 14:13 | Сообщение # 7
Родитель
Группа: Местные жители
Сообщений: 84
Награды: 3
Репутация: 2
Статус: Offline
да, очень интересная статья, в ней как раз "в точку" доказательство моего материнского чутья, так, как я и думаю, только словами выразить не могу! Жаль, что этого не разделяют мои родственники, наверное, еще не осознавшие этих " политических установок"((
 
MarciaДата: Пн, 2012-03-26, 17:19 | Сообщение # 8
Новичок
Группа: Местные жители
Сообщений: 14
Награды: 2
Репутация: 0
Статус: Offline
Quote (Olya)
Жаль, что этого не разделяют мои родственники, наверное, еще не осознавшие этих " политических установок"((


Мне кажется, это практически не в одной семье не возможно, чтобы все родственники разделили такое мировозрение. Общество бы изменилось, и такие статьи были бы не актуальны))))
 
RopAnnaДата: Пн, 2012-03-26, 19:30 | Сообщение # 9
Родитель
Группа: Местные жители
Сообщений: 226
Награды: 1
Репутация: 4
Статус: Offline
эта тема будет актуальна всегда, т.к. процесс социализации происходит непрерывно и двусторонние. Вопрос всегда стоит о том, какие факторы как влияют. Но одни и те же факторы на каждого человека могут влияют по-разному, т.к. восприятие человека как индивидуальная, неповторимая призма.
Кроме того, даже если человек понимает закономерности процесса социализации, не факт, что он сможет изменить свой ОБРАЗ ЖИЗНИ, чтобы создать необходимую среду для ребенка. В таком случае благоприятный образ жизни для ребенка должен совпадать с желаемым образом жизни человека, который стремится создать для ребенка эти благоприятные условия.
 
OlyaДата: Вт, 2012-03-27, 20:51 | Сообщение # 10
Родитель
Группа: Местные жители
Сообщений: 84
Награды: 3
Репутация: 2
Статус: Offline
Quote (RopAnna)
Кроме того, даже если человек понимает закономерности процесса социализации, не факт, что он сможет изменить свой ОБРАЗ ЖИЗНИ, чтобы создать необходимую среду для ребенка.

так а зачем, спрашивается, тогда нужен ребенок? в жизни осознанной мамы многое меняется с появлением ребенка, и эта самая осознанная мама, на мой взгляд, должна предпринять все, что только в ее силах (и даже немножко больше), чтобы обеспечить комфортную и "природную" среду обитания для него любимого. А так получается: "Я тебя люблю, и понимаю что именно нужно, чтобы тебе было хорошо, но тебе этого не предоставлю, потому что не хочу!" wacko
может моя тактика и не правильна, но я много делаю себе в ущерб, если понимаю, что так будет лучше моему ребенку rolleyes
 
RopAnnaДата: Вт, 2012-03-27, 21:00 | Сообщение # 11
Родитель
Группа: Местные жители
Сообщений: 226
Награды: 1
Репутация: 4
Статус: Offline
на счет мамы это вообще даже не обсуждается. Имеется ввиду всё ближайшее окружение. Ребенок же не только с мамой общается.
 
OlyaДата: Вт, 2012-03-27, 21:24 | Сообщение # 12
Родитель
Группа: Местные жители
Сообщений: 84
Награды: 3
Репутация: 2
Статус: Offline
я считаю, что если поднапрячься - то все-таки возможно изменить свой образ жизни, чтобы создать необходимую среду для ребенка. Просто не каждый человек осознает насколько это важно! wink
 
Форум Наше Чадо » Карапузы (3-6 лет) » Воспитание » Социальная адаптация
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Связаться с нами Счастливая женщина