Салли Нейдел
Олд Бридж, Нью Джерси, США
Опубликовано в NEW BEGINNINGS, Vol. 6 No. 4, July-August 1990, pp. 99-103 Перевод Александры Казачок
Однажды в библиотеке я услышала разговор двух мам с маленькими детьми. Одна спросила, «Ты еще кормишь Райана?» Другая ответила, «Нет, наш врач сказал отлучать в год, и я отлучила, хотя у меня сердце разрывалось».
Я помню похожий совет своего педиатра, когда моей старшей исполнился год. Я настояла на объяснении причин, и ответ был таким «Чтобы она училась независимости». Я тогда проигнорировала этот совет, лишь потому что моя лучшая подруга кормила двухлетнего ребенка, с огромной любовью и нежностью и явно без отрицательных последствий. Однако, не у всех есть перед глазами положительный пример для подражания, когда им говорят, что пора отлучать ребенка от груди. Грустно наблюдать, сколько матерей бросают грудное вскармливание до того, как готовы и мать и ребенок, только из-за необоснованных безапелляционных советов.
Почему же столько врачей рекомендуют отлучение в год? Недавно одна женщина задала вопрос в колонке вопросов – ответов популярного журнала: «Когда отлучать ребенка от груди?» Ответ педиатра отражает общепринятое заблуждение. Врач ответил: «Отлучайте в год, потому что с этого возраста ребенку уже можно давать коровье молоко». Но детей кормят грудью не только ради питания, и не из чувства долга, а потому что получают огромное удовлетворение от процесса.
Для многих матерей вопрос не в том, «Как долго мне необходимо кормить для здоровья ребенка?», а в том, «Существует ли возраст, после которого грудное кормление может как-то навредить?» Если такого ограничения по возрасту нет, почему бы не оставить длительность кормления на усмотрение матери? Существуют ли доказательства необходимости отлучения в год?
Что показывают исследования
Исследования говорят о пользе грудного кормления после года. Одно из преимуществ – питательная ценность. Исследования показывают, что на втором году жизни ребенка молоко с точки зрения питательной ценности по составу очень похоже на молоко первого года (Victora, 1984). Даже после двух и более лет молоко остается ценным источником белков, жиров, кальция и витаминов (Jelliffe and Jelliffe, 1978).
Второе преимущество – иммунитет к заболеваниям. Доказано, что концентрация иммуноглобулинов в молоке увеличивается с возрастом ребенка и с сокращением числа кормлений, таким образом дети постарше получают сильную иммунную поддержку (Goldman et al, 1983). Исследование в республике Бангладеш показали, насколько сильны эти иммунные факторы. Было обнаружено, что в условиях местной нищеты отлучение детей в возрасте от восемнадцати до тридцати шести месяцев удваивает риск их смерти. (Briend et al, 1988). Такой результат объясняется в основном действием иммунных факторов грудного молока, хотя и питательная ценность в данном случае имеет большое значение. Конечно, в развитых странах отлучение от груди не является вопросом жизни и смерти, но долгое кормление грудью вполне может сократить количество визитов к врачу.
Третье преимущество – устойчивость к аллергиям. Существует достаточно подтверждений того, что чем позже в рацион ребенка попадают коровье молоко и другие распространенные аллергены, тем меньше вероятность развития аллергических реакций. (Savilahti, 1987).
Психологический аспект
Любой матери, кормившей ребенка постарше, знакомо чувство нежности и близости, возникающее от кормления более старшего ребенка, который даже может сам говорить о кормлении. Не нужно читать медицинские журналы, чтобы узнать, что это доставляет удовольствие и маме и ребенку. Однако было ли об этом что-либо вообще написано и опубликовано?
Одна женщина-психиатр (Waletzky, 1979) в своей работе рекомендует естественное прекращение кормления. Она считает, что раннее насильственное отлучение эмоционально травмирует ребенка, и большая часть рекомендаций педиатров по отлучению «основываются на личных чувствах и предрассудках, а не на медицинских фактах». Она пишет: «Внезапное и преждевременное лишение ребенка возможности получать наивысшее эмоциональное удовлетворение, которое было ему когда-либо известно, может вызвать значительный непосредственный и долговременный стресс. Такой подход (насильственное отлучение – прим. пер.) рассматривает грудное кормление лишь как источник питания, не понимая его значения как средства утешения, общения и источника положительных эмоций для матери и ребенка». Хорошо сказано! Однако работа Валецки (Waletzky) основывается на ее профессиональном опыте психиатра, а не на исследованиях.
Отчетов об исследованиях психологического аспекта грудного кормления крайне мало. Одно исследование, занимавшееся именно детьми, которых кормили дольше года, показало значительную связь между длительностью кормления и последующей социальной адаптацией в 6-8-летнем возрасте по оценкам учителей и матерей. (Ferguson et al, 1987). По словам исследователей, «Статистически выявлена тенденция снижения уровня проблем поведения с увеличением длительности грудного кормления». Результаты интерпретируются авторами с большой осторожностью, упоминая, что в исследовании не учитывались особенности взаимоотношений между матерью и ребенком в группах грудничков и искусственников, которые могли повлиять на разницу в последующей социальной адаптации. Но, по сути, какая разница, чем вызвано улучшение поведения в дальнейшем – грудным вскармливанием как таковым или поведением матери, характерным для женщин, готовых кормить после года. Важен результат, а он таков, что дети, которых кормили дольше, позже были замечены в более умелой социальной адаптации. Связь между продолжительностью кормления и социальной адаптацией прослеживалась сильнее и более последовательно, когда поведение детей оценивалось их матерями, по сравнению с оценкой учителей. (хотя связь была значительно выражена в обеих группах), что говорит о том, что долгокормящие матери склонны оценивать своих детей более положительно, чем матери, не кормящие после года.
Думаю, многие согласятся, что кормление помогает нам более положительно относиться к детям, поддерживает чувства близости и любви, что особенно важно в период, когда приходится выдерживать иррациональные требования и эмоциональные взрывы малышей после года. В каком бы напряжении я не находилась, когда я сажусь кормить своего младшего, практически всегда к концу кормления мы оба расслабляемся, и настроение заметно улучшается.
Культура и общественное мнение
Все ли врачи основывают свои советы по отлучению от груди на медицинских исследованиях? Очевидно, нет, поскольку никаких отрицательных последствий кормления после года наукой не обнаружено, а положительные подтверждаются множеством свидетельств. Тогда на чем основан столь часто раздающийся совет: «Отлучайте в год»?
Возможно, здесь играют роль несколько факторов. Одним из них может быть культурный стереотип и, как выразилась д-р Валецки (Waletzky), «личные предрассудки». Врачи, как и все мы, подвержены влиянию принятых в обществе стандартных моделей мышления. А в наше время среди родителей, похоже, модно ожидать от детей опережающего развития и ранней независимости. Акцент на раннее отлучение от груди неплохо вписывается в общее течение, поощряющее в детях раннюю самостоятельность. Однако именно преждевременное насильственное отлучение может спровоцировать задержку эмоционального развития и усилить зависимость от родителей, по мнению д-ра Валецки (Waletzky) и многих других.
Другим фактором, влияющим на мнения о сроках отлучения, может быть ускоряющийся ритм жизни современного общества. Неограниченное кормление не кажется совместимым с современным образом жизни. Многие статьи об отлучении изначально предполагают, что матери стремятся прекратить кормление, как только смогут это сделать, не вредя питанию ребенка.
Еще одна из возможных причин может заключаться в том, что врачи, опять же, как и другие люди, подвержены распространенным в нашей культуре предрассудкам, рассматривающим женскую грудь как сексуальный стимул. Возможно, ребенок, уже умеющий говорить, считается слишком взрослым, чтобы находить физическое удовлетворение в материнской груди.
Как бы там ни было, в нашей культуре не считается общепринятым кормить после года, поэтому принято считать, что матери захочется отлучить ребенка старше этого возраста.
Медицинские заблуждения
Некоторые врачи считают, что грудное кормление помешает ребенку развить аппетит к другой пище. Однако, не существует подтверждения тому, что груднички отказываются от прикорма больше, чем уже отлученные от груди. Более того, большинство исследователей, работающих в странах третьего мира, где аппетит плохо питающихся детей приобретает критическое значение, рекомендует продолжать кормить грудью даже серьезно недоедающих (Briend et al, 1988; Rhode, 1988; Shattock and Stephens, 1975; Whitehead, 1985). Предлагается помочь недокормленному ребенку после года не путем отлучения, а расширяя рацион матери, чтобы улучшить питательную ценность ее молока (Ahn and MacLean. 1980; Jelliffe and Jelliffe, 1978), при этом предлагая ребенку более разнообразную и вкусную еду для улучшения аппетита (Rohde, 1988; Tangermann, 1988; Underwood, 1985).
Как говорить с врачом
Поскольку некоторые врачи думают, что для матери грудное вскармливание – скорее неприятная обязанность, нежели удовольствие, матери особенно важно вовремя сказать врачу, что она хочет продолжать кормление. Врач может предположить, что мать интересуют только соображения питания ребенка и ее собственного удобства, если она четко и ясно не пояснит свою позицию.
Лучший способ оказать положительное влияние на врача – уверенно выразить свою точку зрения. Например, можно сказать: «Мы с Мег обе получаем огромное удовольствие от кормления. Ей они явно идут на пользу. Она всегда в хорошем настроении и замечательно растет». Сравните это с такой менее уверенной попыткой: «Я не знаю, пора мне отлучать Мег от груди или нет. Ей, в общем-то, грудное кормление вроде не вредит... Как вы думаете, может, стоит пока продолжать?» Какой из этих примеров имеет больше шансов получить положительный ответ о продолжении кормления?
Не все врачи рекомендуют отлучение в год. Те, которые рекомендуют, могут кое-чему научиться от матерей-энтузиасток естественного окончания кормления. Многие из нас не упоминают о грудном кормлении у врача, во избежание ненужных советов, но если бы мы больше говорили о своем положительном опыте долгого кормления, возможно, нам бы удалось изменить отношение к вопросу у некоторых представителей медицинского сообщества. Для этого нужна уверенность и смелость, но информация о том, что естественное окончание кормления поддерживается исследованиями, помогла мне обрести уверенность, что это правильно и с медицинской и с эмоциональной точек зрения.
Источник: http://www.llli.org/russian