Естественное родительство: только мода? Автор: Марина Озерова, психолог
1. Я уверена, что в деле воспитания детей нет людей, "все знающих", и в роли родителей нам нужно учиться всю жизнь. Так же, как в профессиональной деятельности - какой бы ни был дока, ему все равно с каждым годом удается узнать что-то новое, еще отшлифовать свое мастерство.
2. Мы выросли в стране, которая разрушала институт семьи и искореняла семейные традиции и ценности. Поэтому говорить, что "у меня родительская интуиция" довольно глупо - никакая интуиция не возникает на пустом месте. Сравните это снова с профессиональной деятельностью - никакой мастер своего дела не может полагаться на "чутье", если он впервые занялся этим самым делом и лишен какой бы то ни было информации. Если у нас нет семейного опыта (а у нас его нет - в большинстве своем мы единственные дети в семье, посещавшие ясли и детсад), то никакой "природной" интуиции быть не может. Разумеется, ее можно развивать и пробуждать. Для этого нужно, в первую очередь, что-то знать про ребенка и законы его развития еще задолго до его появления - информация накапливается и откладывается в подсознание, вы же не будете с книжкой в руках за ребенком присматривать. И, конечно, когда уже ребенок появляется, максимально прислушиваться к нему, стараться видеть его потребности. С последним возникают большие проблемы. Родители "видят" потребности ребенка в дорогих игрушках, нездоровом питании (фаст-фуд и прочее), яслях и садике, при этом отрицают обычные природные потребности. "Мой ребенок сам отказался от груди в 9 месяцев - ему это просто не нужно!".
3. Сейчас принято говорить о "моде на воспитание". Мол, это такое краткосрочное веяние - слинги, гв, совместный сон... Делать нечего домохозяйкам, вот и развлекаются. Не бывает никакой моды на воспитание! Бывает осознанное родительство или нежелание думать. Если человек любых убеждений непредвзято подходит к поиску нужного пути, рано или поздно он его находит. Если этот человек подходит к делу воспитания закрытым для восприятия позиции ребенка, тогда слышатся возгласы: "это просто мода такая", "нас так воспитывали - и ничего!", и т.п.
В любой культуре, в любом веке существовали родители, идущие своим путем, вразрез с тем, "как принято". У меня есть в Петербурге знакомая, которой уже сильно за сорок. Ее мама кормила грудью до трех лет и не отдавала в садик до пяти. Теперь представьте, чего это стоило женщине в Ленинграде середины шестидесятых!
4. Одно из самых главных родительских качеств - честность с собой и с ребенком. Чем честнее мы признаемся в своих промахах, тем лучше нам и нашим детям. Идеальных родителей нет. Зато есть люди, закрывающие глаза на проблемы, и есть те, кто не боится их решать. Если родители не признают, что ребенок - это результат ИХ воспитания, они не выйдут из тупика. Косвенное влияние намного сильнее, чем прямое внушение. Поэтому из пресловутой "среды", на которую так хочется свалить собственные неудачи, ребенок будет выбирать то, к чему мы его подготовили.
5. Я не знаю ничего на земле для взрослых людей, что может быть важнее воспитания собственного потомства. Это не имеет ничего общего с театральной фразой: "Я ему все отдала, а он вырос неблагодарным!". Это говорит о правильной расстановке приоритетов. Я видела много людей, совершенно легкомысленно относящихся к развитию своих детей, и не желающих видеть любые проблемы. При этом, если возникает, например, проблема с машиной - о, это очень важно! Тогда находится и время, и желание проблему решать, и деньги, и все, что угодно. А ребенок - "зачем париться, вырастет как-нибудь!" (это цитата). Действительно, если "как-нибудь" воспитывать, то "как-нибудь" и вырастет. Я повторю, это вовсе не значит перечеркивание собственной жизни. Наоборот, воспитание прежде всего предполагает самовоспитание и развитие себя как личности. Но если человек видит ребенка 15 минут в день, "сгорая на работе", он вряд ли может рассчитывать на результат своих "воспитательных трудов". Если на его рабочем месте повесят мраморную табличку, или предприятие назовут его именем, а при этом с ребенком будут проблемы и полное отсутствие отношений - он будет счастлив? Когда я консультировала родителей в Петербурге, ко мне приходили люди, скажем так, из разных социальных слоев. Я вас уверяю - ни собственный ресторан, ни коллекция автомобилей, ни экзотические путешествия не приносят счастья, если в семье разлад.
(Сейчас меня обвинят в том, что я призываю бросить работу и просить милостыню. Я же говорю о правильной расстановке приоритетов. Отношения в семье для человека должны быть более значимы, чем материальный достаток).
6. Развитие происходит ПОСТОЯННО и ПОСТЕПЕННО, и на него влияют ВСЕ факторы из окружающей среды. Результат суммируется. Какая разница, что ребенок ест, где он спит, во что играет? Каждый незначительный отрицательный фактор складывается с подобным. Да, мы не можем создать идеальные условия, и исключить нежелательное воздействие. Но именно мы закладываем у ребенка в душе тот "стержень", который должен этому противодействовать.
7. Первый год ребенка - проекция на всю жизнь. Тогда в зародыше появляются основные качества человека, тогда формируется отношение к себе, к окружающим, и к жизни. Поэтому говорить, что в отношении ухода за младенцем существуют "мелочи" невозможно! Восприятие вашего отношения, многое в развитии личности, и состояние ребенка в целом напрямую зависят от трех важнейших для человека физиологических процессов: еды, сна и отправлении естественных надобностей. А раз так - то говорить, что нет никакой разницы в использовании памперсов или высаживании, гв или соске, совместном сне или отдельной кроватке с рождения нецелесообразно.
8. "Все дети разные". Это утверждение, почему-то, встречается именно тогда, когда так сказать нельзя. У всех детей одинаковые биологические потребности. Всем нужна мама, родительское внимание, грудное молоко, и т.п. И уж если по каким-то трагическим причинам биологические потребности не могут быть удовлетворены природным путем, тогда возможны заменители. А вот когда действительно необходимо учитывать индивидуальность: в обучении, в освоении различных навыков, и тому подобное, тогда сразу выставляются железные рамки! "Дети в три года должны знать то-то и то-то!". Когда вам так скажут - вспомните, что все дети разные.
9. Дети - единственное, что дано нам на всю жизнь. И отношение к ним должно быть соответствующим. Мы стали родителями навсегда, меняются только формы взаимоотношений, в зависимости от взросления ребенка, но они не прекращаются! Соответственно, мы не прекращаем размышлять и учиться.