Удивительно не то, что мы теперь взрослые. Удивительно, что теперь взрослые - это мы
Сб, 2024-11-30, 12:45
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Осознанное материнство
sKazkaДата: Чт, 2010-06-10, 13:53 | Сообщение # 1
Гуру
Группа: Администраторы
Сообщений: 7075
Награды: 39
Репутация: 92
Статус: Offline
Для тех, кто не заметил ссылки в дебрях форума happy , опубликую здесь статью.

Осознанное материнство

Врожденные ожидания.

Ребенок – полностью зависимое существо. При появлении на свет, он обладает определенными врожденными ожиданиями – архетипами, едиными для всех людей, вне зависимости от национальности и территориальной принадлежности. И первое из таких врожденных ожиданий – найти после рождения мать – женщину, которая будет обеспечивать ему все витальные потребности, такие как тепло, питание, безопасность, а также будет являться его первым Учителем и проводником в этом мире. Именно она, будет сопровождать его по жизненному Пути, являться источником безусловной любви и принятия, задавать границы дозволенного и картинку мира, формировать основные мировоззренческие позиции, модели поведения и взаимодействия в обществе и необходимые личностные качества.

Роль матери невозможно переоценить. Она задает первичные бессознательные матрицы, по которым потом будет действовать уже взрослый человек. Находясь с ней на многоуровневой эмоциональной связи, ребенок неустанно наблюдает за ее мыслями, чувствами, действиями, безусловно запечатлевая все происходящее. Такой процесс называется импринтингом. Малыш безоценочно усваивает все, ожидая, что мать – это взрослый, целостный и зрелый человек, который точно знает «как тут живут», а ее образ жизни и действий априори правильный и направлен на выживание конкретного народа на данной территории. Важно осознавать, что за женщиной, которая стала матерью, круглосуточно наблюдает существо, для которого она – весь мир.

Материнство – это не только обеспечение своему ребенку материальных благ и качественных условий жизни. Мать дает значительно больше: безусловное принятие себя и мира; умение спокойно, легко и радостно проходить через разные этапы жизни; относиться к проблемам, как к задачам; гармонично и эффективно взаимодействовать с социумом; любить себя и окружающих. И этому ребенок может научиться, только если так живет мать. Невозможно дать другому то, чего не имеешь сам.

Целостность матери, ее осознание себя, своего места и роли в жизни и ее адекватное поведение в окружающем мире – это основа здоровой психики ребенка. Сильная, уверенная мать, взаимодействующая с миром из роли созидателя, взращивает это в своем ребенке. Поэтому, занимаясь воспитанием и развитием малыша, женщина неизбежно проходит через этапы самовоспитания и саморазвития.

В этой рассылке мы будем говорить о том, как развитие женщины проецируется на ее материнскую роль. Надеемся, что вы найдете для себя много нового и интересного.

Защита и надежность.

Первое, что ожидает ребенок от матери – это ее защиты и надежности.

Уверенность матери в своих действиях – одно из условий спокойствия ребенка. В симбиозе «мать-дитя» существует многоуровневая связь. Малыш еще не понимает слов, но хорошо понимает состояние матери. Если мать спокойна, ее действия уверенны, то малыш спокойно воспринимает все, что происходит вокруг. И наоборот, если мама не уверена в своих действиях, малыш считывает информацию, что мать ненадежна, раз не ведает, что творит. Он начинает тревожиться и вести себя беспокойно.

Вы даже не представляете как много зависит от «головы» мамы. Что бы ни происходило в семье, ее спокойствие – это основное. Мать дает ребенку ощущение, что она рядом, что защитит его от хищников, что не пустит в дом опасных для него людей и справится со всеми невзгодами.

Для малыша условия внеутробной жизни являются новыми и незнакомыми. Развиваться и осваивать этот мир ребенок начинает полноценно, когда убежден в его дружелюбности и безопасности. Но в этом должна быть уверена, прежде всего, мама.

Приведу пример. К молодой маме приходит в гости свекровь. Женщина властная, подавляющая своим авторитетом. Она деловито взяла на руки малыша со словами: «Я с ним посижу, а ты иди посуду помой!» Как правило, молодая мама воспринимает свекровь как «крадущую мать» - архетип женщины, которая может забрать ребенка, если молодая мама не будет справляться со своей ролью. Если мама внутри недолюбливает свекровь, но внешне этого не показывает, ребенок все равно улавливает беспокойство матери и не понимает, зачем его отдали на руки «этой опасной женщине». Он же еще не знает, что это бабушка. Для него его знакомый мир - мама. После таких гостей, малыш еще долго жалуется на свой испуг.

Такое же положение может быть и после посещения врача, крестин, большого наплыва гостей.

Все знают о том, что подходить к медведице или к волчице с детенышами просто опасно. Защищать свое потомство – это первичный материнский инстинкт.

Подходить к молодой матери чужому человеку – тоже опасно. В таких случаях она может проявить здоровую агрессию – действия нападения, когда угрожают ее жизни и жизни ее потомства или целостности ресурса.

Но девочку часто растят в жестких рамках, что «хорошая девочка» не должна кричать и вести себя агрессивно. Поэтому в случаях, когда хочется порычать, женщина делает милое лицо и улыбается. Ребенок еще не знаком с социальными установками. Он просто понимает, что мать его не защищает. А со временем, еще и учится этой модели поведения – улыбаться и отступать, когда надо постоять за себя.

Нет хороших и плохих действий. Есть действия адекватные ситуации. Агрессия – это важный инструмент взаимодействия с миром, который может спасти вам жизнь, если вы будете использовать его адекватно. Учитесь пользоваться агрессией. Иногда достаточно просто знать, что вы это умеете, чтобы ситуация не дошла до конфликта.

Конечно свекровь – это не чужой. Это бабушка, которая потом будет вам помогать. Тогда надо самой быть в этом уверенной на 100%. Я просто привела пример из жизни, который встречался мне очень часто. Если этот пример для вас актуален, то придется разбираться с вашим к ней отношением. Полюбите ее искренне, чтобы точно знать, что она ничего не сделает плохого малышу и тогда эту уверенность вы передадите ребенку. Если не получается, то ограничивайте время общения с малышом, точно под вашим присмотром и по вашим правилам. Первое – предпочтительнее и проще.

С врачами и другими посетителями так же: если вы пускаете человека в дом и подпускаете к ребенку, будьте уверены, что «тут так живут и это необходимо». Тогда ребенок все перенесет спокойно.

Безусловная любовь.

Мать является для ребенка источником безусловной любви. А Вы знаете, что такое безусловная любовь? Это когда тебя принимают и любят без каких-либо условий и оговорок. Абсолютно. Просто за то, что ты есть. Материнскую любовь не надо заслуживать. Даже если ребенок сделал что-то из ряда вон выходящее, мать его поправит, но все равно будет при этом его любить. Казалось бы, я говорю банальности. Какая же мать не любит своего ребенка?

Но давайте посмотрим, как мы принимаем и любим себя? Как я уже говорила, дать ребенку то, чего не имеешь сама, затруднительно. У нас ведь как: если все делаешь так, как нужно, если тело соответствует стандартам, если говорите и делаете все в соответствии с созданным вами «любимым» образом, то себя любим, но если что-то пошло не так, то самооценка резко падает, начинаешь себя ругать и переделывать.

Ребенок ждет от матери, что его будут любить безусловно. Если он что-то сделает не так, мать его поправит и покажет как надо было сделать правильно. Но, при этом, она не будет его ругать, осуждать, думать, что он какой-то неправильный, и ей не будет стыдно за своего ребенка. Если мать сама разрешает себе право на ошибку, оставляет за собой возможность получения опыта, самого разного, даже негативного и мыслит конструктивно, то и ребенку она передаст именно такой образ мышления.

Я часто встречала женщин, которые сравнивали своих детей с кем-то. «Вот» - говорили они: «У соседки ребенок уже пополз (пошел, заговорил, научился читать, стройнее, пухлее и прочее), а мой все никак». И так уж они по этому поводу переживали! А я говорила: «Вот представьте, Ваш муж (человек которого Вы любите и от которого ждете любви и поддержки) будет приходить с работы и постоянно Вам говорить: «Вот у нашего секретаря ноги красивее, а у соседки суп вкуснее», как Вам это понравится? Сможете Вы на таком фоне эффективно развивать свои возможности и способности? Жизнь - это не соревнование. Любите своего ребенка и верьте в него, даже если он не делает так, как делают все, и он быстро оправдает ваши ожидания».

Еще один пример. Ребенок сделал что-то «плохое», ему нужна поддержка. Он бежит к маме и она начинает: «А я тебе говорила…» Далее следует ряд нотаций, с общим смыслом: ты без меня не можешь сделать и шагу, лучше никуда не лезь, а то будет еще хуже. А вот теперь вспомните свою мать. Часто по жизни мы делаем какие-то поступки, которые приносят негатив в нашу реальность. Мы хотим прийти к маме, которая прижмет к груди, выслушает, вытрет слезы, расскажет тебе, что ты самая хорошая и замечательная, и внушит уверенность, что все будет хорошо и ты справишься со всем, что тебе предстоит. Была ли у вас такая мама? Если да, то вам ОЧЕНЬ повезло. Чаще мы приходим к маме, выговариваем ей свои мысли и страдания, в надежде найти поддержку, а она начинает читать нотации, ругаться, говорить, что не надо было этого делать, а при случае, еще и вспомнит твои же откровения. Принятия мы в ней не нашли и вряд ли побежим к ней в следующий раз. К сожалению, мы записываем под корочку материнские модели и потом их повторяем, лишь иногда ловя себя на мысли: «Я делаю совсем, как моя мама». Это матрицы, которые в нас закладываются и которые мы передаем своим детям. К сожалению, у редкой женщины сегодня можно встретить ощущение собственной ценности и принятие всех граней своей личности.

Безусловно принять и полюбить себя и мир вокруг – это длинная и интересная дорога. Вы начинаете видеть то, что было раньше скрыто. Для этого не надо ломать себя или бороться с собой. Вы уже такая, какая есть и другой у вас сегодня не будет. Делая по этой дороге первые шаги, вы автоматически начинаете давать безусловную любовь своему ребенку. А это то, что он вас очень ждет.

Любите себя и своих детей. Просто так и такими, какими есть.

Модели взаимодействия с миром.

Недавно сидела на детской площадке и наблюдала за детьми. Они играли в песочнице и как-то взаимодействовали друг с другом. Конечно, не обошлось без конфликтов. Вот мальчик постарше подошел и отобрал формочку у мальчика помладше, тот заревел. Мама мальчика, отрываясь от разговора с подругами, сказала: «Ну что ты плачешь, пусть он поиграет. У тебя же есть еще формочки.» Это мало успокоило ребенка и мама кинулась его отвлекать другими игрушками.

А потом этот же мальчик, потеряв интерес к формочке, подошел к другому ребенку и попробовал отобрать у него машинку. Тот не отдал, и первый ударил его совочком.

Знакомая картина? Было очевидно, что ребенок пробует разные модели поведения, и находит самые эффективные и эмоциональные. Но настолько ли они адекватны?

Мамы никак не вмешивались во взаимодействия детей. А когда ребенок шел к какой-то со своей бедой, они успокаивали его, отвлекали, но не разбирали ситуацию по справедливости. А дети очень чувствуют несправедливость и не понимают, что делать в таких ситуациях, когда тебя обидели, а мать не защитила.

Мама учит ребенка моделям взаимодействия с миром и с людьми. Есть правило: сначала вместо ребенка, потом вместе с ребенком, потом контроль над ребенком, потом ребенок сам. При обучении ребенка любому новому начинанию, вы проходите все эти стадии. Малыш еще не знает, какое правильное и адекватное поведение в конкретной ситуации. Ребенок - ведомый, а мать - ведущая. Ведущая роль матери – это не деспотичное поведение самодурки, основанное на авторитарности. Ведущая роль матери всегда опирается на авторитет. Понимаете разницу? Мать знает, как правильно, и готова научить ребенка этому собственным примером, предоставляя ему возможность потом пробовать самому. Но для этого надо, чтобы мама сама знала, какие модели поведения адекватны в данный момент.

Расхулиганившегося ребенка в песочнице, так никто и не остановил. Его мама сказала, что у него «лидерское поведение», хотя поведение было явно антисоциальное. Ребенок сделал вывод о том, что его модели поведения с детьми правильные, а детям, которых он обижал было показано, что нормально сносить несправедливые обиды.

Почему никто не остановил малыша? В нашем обществе есть стереотип, что воспитывать ребенка должны только родители, и вмешиваться в этот процесс считается плохим тоном. Если бы хоть одна мама ребенка, которого обидели, подошла и отобрала бы игрушку со словами: «Это мое, и в это играет мой ребенок, если хочешь игрушку, подойди и попроси», то ребенок бы отступил, увидев, что его модель поведения неэффективна. Но мамы остерегаются вступать в конфликтные ситуации. Вдруг на такие слова ей скажут, что она жадная и обижает бедного малыша? Вдруг мама этого ребенка окажется агрессивной? Или вдруг тут так не принято? Прежде чем учить детей, надо научиться взаимодействию родителям. К сожалению, мать часто сама не знает, как поступить в той или иной ситуации. Что тогда спрашивать с ребенка?

Материнство – это работа без выходных. Дети учатся на примере матери. Если она не прожила ситуацию и не показала, как это делать ребенку, остается чувство неудовлетворенности и поднимается раздражение. Как впрочем и всегда, когда не человек управляет ситуацией, а ситуация человеком. Мать чувствует, что что-то не так, она не справляется, а значит не показывает как справляться своему малышу.

Материнское ожидание.

В этом номере рассылки я хотела бы поговорить о таком понятии, как материнское ожидание.

Как мы уже знаем, ребенок находится с мамой на энергетической связи до 7, а по некоторым данным и до 12-ти лет. Например, гомеопаты, проводящие диагностику по точкам на руках и на ногах (метод Фоля), чтобы определить показатели ребенка, сначала смотрят маму, а потом диагностируют маму же, с малышом на руках. Вот отклонения в показателях, это и есть показатели ребенка. Интересно, не правда ли?

Такая крепкая связь с ребенком проецирует на него материнские ожидания. То, что мама ждет, то ребенок и делает. Очень часто материнские ожидания диктуются страхами. А вдруг мой ребенок заболеет? А вдруг он будет кричать? А вдруг он будет плохо развиваться? А вдруг он будет плакать в детском саду? А вдруг он будет плохо учиться в школе? А вдруг он свяжется с плохой компанией? И много-много других страхов…

Помните притчу о Вещем Олеге? «Но примешь ты смерть от коня своего». Когда человек начинает бояться событий, которые ожидает, он начинает делать действия, которые приближают развитие этих событий. Человек живет в картинке мира, где страхи руководят его действиями, уводят от жизни «здесь и сейчас», в надежде подстраховаться на будущее.

Я видела много мам, которые не хотели, чтобы ребенок заболел, утепляли их (или наоборот всячески закаляли), давали кучу витаминов и таблеток (для профилактики). Они действуют из картинки, что их ребенок слабый и может заболеть в любой момент. В итоге дети начинали болеть, так как их собственный иммунитет, благодаря действиям мамы, сбивался. А почему ребенок должен заболеть? Он что, ослабленный или больной? Как только мама переходила в картинку мира, что она родила здорового и крепкого малыша и любые вмешательства нужны только по показаниям, ребенок быстро приходил в норму, и количество заболеваний резко сокращалось.

Приведу еще один пример. Мама отводит ребенка в детский сад. Она боится, что он будет плакать, что не сможет адаптироваться. Начинает с ним говорить каким-то странным тоном, обещает принести конфету, говорит, что придет через два часа. В итоге, ребенок понимает, что происходит что-то не то, начинает плакать, как только мама собирается уходить. На самом деле, мама не уверена, что ведет ребенка в безопасное место, где его никто не обидит и он быстро адаптируется. Ребенок считывает эмоциональное состояние мамы, ему передается ее тревожность, и он четко отвечает на ожидания: начинает плакать. А вот если мама уверена, что отдает ребенка в хорошие руки, которым доверяет, где ему будет хорошо, у ее ребенка хорошая социальная адаптация, малыш спокойно идет в группу.

Материнские ожидания проявляются даже в мелочах. Ребенок упал и ударился. Мама испугалась и ждет, что ребенок сейчас будет очень сильно плакать. В итоге, малыш считывает настроение мамы, пугается, что с ним произошло что-то очень страшное и плачет не столько от боли, сколько от страха. Если мама спокойна, понимает, что «и такое случается в жизни», то ребенок очень часто просто поднимается и бежит дальше. Ну а если ударился очень больно, то его плач длится ровно столько, сколько длится боль.

Надеюсь, на примерах я смогла объяснить, как важны материнские ожидания? Но для того, чтобы их правильно формировать, маме нужно самой понять собственные ожидания от жизни и мира. В какой картинке мира она живет, какую роль играет, в каком образе выступает. Именно из этих ожиданий она будет действовать по отношению к малышу и их же она передаст ему в багаж взросления. Вы не замечали, что плохое случается с людьми, которые живут в позиции жертвы, а безвыходные ситуации происходят с теми, кто не ищет выходов?

Для того, чтобы формировать новые, позитивные ожидания, надо уйти от стереотипных, которые уже сформированы в нас родителями, обществом и нашим опытом, иначе мы рискуем передать это нашим детям.

Материнское намерение.

В этом номере мы поговорим о материнском намерении. Сейчас много где говорят и пишут о «намерении». Можно почитать «Трансерфинг реальности» В. Зеланда, для того, чтобы ознакомится с этим понятием. Штука в том, что намерение работает и по отношению к детям.

Что же такое материнское намерение? Это четкая визуализация конечного результата. Фиксация на том, что мы хотим получить, таким образом, как будто вы уже это имеете. Не просто вера в то, что это может быть, а уверенность, что это уже есть.

Расскажу притчу. У подножья горы стояла деревушка. Весной был сход лавины, и один дом постоянно смывало. В этом доме жила старушка, которая все время молилась богу, чтобы этой горы не стало, и ее дом не исчезал бы под лавиной каждой весной. Жители предлагали выстроить дом на другом месте, но старушка отказывалась: «Бог мне поможет. Я так сильно молюсь и веду праведную жизнь. Этой горы рано или поздно не будет.» Как-то Бог послал ангела к старой женщине со словами: «Если твоя вера будет очень сильна, то горы не станет.» Старушка стала молиться : «Я верю, что этой горы не будет. Вот я сейчас повернусь, и горы не будет». Она повернулась, а гора стоит, как стояла. «Ну вот, я так и знала!!!» - с разочарованием воскликнула старушка.

Вот намерение – это когда нет месту «Я так и знала».

Давайте рассмотрим примеры.

Все знают о таком понятии, как «поведение следования». У ребенка есть ожидание следовать за мамой везде. Но получается так, что дети убегают в магазинах, на улице. Мамы бегают за ними, серьезно беспокоясь за их безопасность. Есть много приемов обучения ребенка поведению следования. Но штука в том, что пока присутствует в ваших мыслях «я так и знала», научить ребенка этому затруднительно. Попробуйте сделать упражнение. Попробуйте представить, что ребенок идет за вами, не отходя ни на шаг. Визуализируйте эту картинку, почувствуйте состояние, которое у вас при этом возникает. И отпустите образ, не зацикливаясь на том, как этого добиться. В какой-то момент вы с удивлением обнаружите, что ребенок идет за вами.

Еще один пример с высаживанием ребенка. Когда вы визуализируйте картинку, что ребенок уже пописал при высаживании и в этом состоянии возьмете ребенка, он высадится без каких-либо сопротивлений.

Еще пример. Был период в моей жизни, когда мои мальчишки начали вести себя по отношению друг к другу агрессивно. Я что только не пробовала, чтобы исправить положение. Я понимала - это совсем не братское поведение. Потом я подумала, а что я хочу получить? Какие отношения между ними я хочу видеть? Я сформулировала картинку их взаимоотношений, визуализировала ее, почувствовала, как нам всем будет хорошо, если они начнут заботиться друг о друге, прикрывать и помогать. Я зафиксировалась на этом состоянии, как будто это уже есть. И отпустила, предоставив жизни течь своим руслом. Через какое-то время я обнаружила, что именно такие отношения между ними и складываются.

«Проблема может быть решена только на уровень выше, чем создана», - Эйнштейн. Вот материнское намерение – это уровень выше.

Я надеюсь, мне удалось передать, как работает материнское намерение. Если вы овладеете этим инструментом, то многие моменты воспитания будут проходить легче и проще.

Отец.

В этом номере рассылки мы поговорим об отце.

Отец - это социальный ориентир. Человек, который подтверждает ребенку ценности, декларируемые мамой, формирует систему мировоззрения и демонстрирует модели поведения в различных жизненных ситуациях.

Наблюдая за папой ребенок усваивает «каким должен быть мужчина». Мальчики импринтингуют модели поведения, которые потом понесут в свою взрослую жизнь, а девочки распространяют образ отца на мужской мир, в который выйдут, став женщиной.

Тут можно обсуждать много чего, но мы коснемся этой темы в разрезе ваших семейных взаимоотношений.

Для ребенка мать и отец – это двускатная крыша его семейного дома. В социуме такой ребенок чувствует себя уверенно. Мама, как источник любви, успокоит, а папа защитит. Не секрет, что дети выросшие без отца, подсознательно переживают эту потерю и чувствуют себя социально неуютно. Полная семья – это радость. Но все бы хорошо, если бы не одно НО. Обе половинки такой крыши должны быть монолитны, иначе ребенок не сможет спокойно жить в своем семейном доме.

Как мы уже говорили, ребенок бессознательно усваивает все, что видит. А теперь, задайте себе вопрос: « Хотела бы я, чтобы моя дочь (сын) так же взаимодействовала со своим супругом?» Вспомните, как вы совместно с мужем проводите время, демонстрируйте друг другу заботу и любовь, как разрешаете конфликтные ситуации. Что видит ваш ребенок? Представьте себе, что к вам пришла ваша дочь (сын) и рассказывает какую-то вашу семейную ситуацию. Вам будет радостно слушать ее рассказы? Если ответом на вопрос будет твердое «Да!», то я вас поздравляю. Если же вы сомневаетесь, то надо что-то менять.

Переделывать мужа бесполезно. Он уже взрослый мужчина и воспитывать поздно. Менять мужа - тоже не выход. Развод дети переживают тяжело. Значит надо выстраивать взаимоотношения в семье заново. А значит, меняться самой. За вашими изменениями неизменно последуют и изменения в семье.

Сначала решите: какие взаимоотношения вы хотели бы получить в конечном итоге. Потом посмотрите по факту, что имеете. И творите. Нет безвыходных ситуаций.



 
sKazkaДата: Чт, 2010-06-10, 14:05 | Сообщение # 2
Гуру
Группа: Администраторы
Сообщений: 7075
Награды: 39
Репутация: 92
Статус: Offline
Круг общения.

Этот номер рассылки будет посвящен окружению, которое вы формируете вокруг себя и своего ребенка. Это люди, которые входят в ваш ближайший круг общения, так называемое "поддерживающее окружение".

Из номера в номер я говорю и повторюсь еще раз: все, что происходит с вами, ребенок усваивает как бессознательную базу, которую понесет с собой во взрослую жизнь.

А вот теперь оглянитесь вокруг и посмотрите. Насколько гармоничны и искренни ваши взаимоотношения с друзьями, родственниками, приятелями. Хотите ли вы, чтобы ребенок брал пример с этих людей и усваивал ваши модели взаимодействия с ними. Появляясь в поле зрения ребенка, все эти люди что-то привносят в формирование личности малыша. Ребенок впитывает как губка поведение окружения. Он ожидает, что все, кого мать принимает в своем доме, это люди достойные доверия и подражания.

Ребенку невозможно объяснить, что вот этот дядя неприятный человек, но с ним надо общаться, потому что он "нужный человек" или потому, что "неудобно отказать". Малыш слышит, как после встречи гостей, когда все радостно общались, папа с мамой начинают "перемывать всем косточки", порой в нелестной форме. Ребенок усваивает лицемерие, а общение с людьми идет не из состояния "хочу", а из "надо" и "должен".

Это не значит, что надо теперь отмести свое старое окружение. Вы тоже проходите свои уроки и опыт с тем или иным человеком. Надо просто пересмотреть свои модели взаимодействия и начинать выстраивать новые, которые более соответствуют вашему душевному комфорту.

Кроме того, окружение - это еще и помощник в воспитании ребенка.

Например, он играет важную роль в семьях, где присутствие отца ограничено или его вовсе нет. Если семья неполная, то ребенок не получает в достаточном количестве примера мужской доминанты. В этом случае мужчины, появляющиеся в доме могут сыграть очень полезную роль для формирования личности ребенка. Взаимодействуя с ними, он сможет компенсировать нехватку мужского общения. Не стоит ограничиваться мыслью, что это должен быть именно "ваш" мужчина. Это может быть дедушка, дядя, мужья подруг, коллеги по работе и т.д. Каждый из них привнесет свою лепту в воспитание ребенка, а многовариантность оставит пространство для выбора.

Окружение играет еще одну важную роль, которой мало кто придает значение: подтверждает ценности и систему мировоззрения, транслируемые в семье. Важно, чтобы слова, действия, знания и опыт, которые передают родители ребенку, встречали отклик в социуме. Тогда происходит подтверждение семейных ценностей в окружении, доверие малыша и его уважение к родителям растет. Это одинаково важно, как для трехлетки, так и для подростка. Если мама говорит трехлетке: "У нас так не принято", а общество вокруг не подтверждает мамины слова, малыш будет пробовать границы дозволенного снова и снова, пока не встретит подтверждение общественного и маминого мнения. Подросток же, не имея своих "взрослых" друзей, по вопросам, где надо набрать несколько мнений, пойдет к вашим друзьям и к родителям своих друзей. Хорошо, если мнения будут совпадать и все скажут ему одно и тоже.

Тут стоит отметить, что поддерживающее окружение вы формируете не для ребенка, а прежде всего для себя. Если вам будет хорошо и комфортно среди людей, которые вас окружают, то ребенок будет усваивать именно такое открытое, адекватное и доброжелательное взаимодействие.

"Хочу" и "должен"

Этот номер рассылки будет посвящен словам «Хочу» и «Должен».

Как часто мы слышим и говорим сами: «ребенок должен слушаться свою мать», «ребенок должен хотеть (далее следует список, который можно продолжать до бесконечности)», «мало ли, что ты хочешь; если каждый будет делать, что ему хочется, то будет хаос».

Таким образом, мы вводим своих детей в систему «должен», отрезая на корню его желания. Нет желаний - нет мотиваций к действию. Родители создают систему «кнута и пряника», чтобы ребенок начинал двигаться в заданном направлении. Опять из позиции «должен». Круг замыкается.

Развиваться, воплощать свои стремления и таланты, жить в гармонии со своим окружением, помогать и заботится о близких – это врожденная потребность каждого человека. Важно помнить об этом, принимая решения относительно своих действий по отношению к ребенку.

Но поговорим мы не об этом, а как всегда, о матери. Если мать живет в системе «должен» относительно себя, она автоматически помещает туда своего ребенка. Неверие в себя порождает неверие в окружающих. Задаются ограничения для желаний и, как следствие, для творчества.

На тренинге «Путь Женщины» мы с участницами говорим о своих желаниях и целях. Подходя к 30- летнему рубежу женщина вдруг понимает, что в ее жизни есть требования социума и ближайшего окружения, но совсем нет ее самой. Мы долго разделяем свое «Я» и навязанные социальные стандарты. Оказывается, что хотеть что-то для себя очень страшно и даже неприлично. Мы хотим что-то для других, переводя это в «должен» и требуем от себя то, что хотят от нас, то есть опять «должны». А вот свое собственное «хочу» атрофировано, за ненадобностью. Женщина перестает творить и жить с ощущением удовольствия. Жизнь превращается в борьбу с собой в первую очередь, а как следствие - с окружающими. Отсюда возникает страх: если не будешь требовать (от себя или от других), то остановишься, обленишься и не будешь делать ничего.

Вполне естественно, что когда заходит разговор о детях, то слова женщины: «она еще не понимает, что должна хотеть» или «хочет он (она) видите ли…» достаточно стандартны. Отношение к детям зеркалит отношение к себе. Не скрою, что взаимоотношения с детьми таких родителей оставляют желать лучшего.

Мы хотим отправить во взрослую жизнь цельного человека, который будет обладать множеством талантов, стремлений и умением их воплощать. Но забываем, что можно научить другого цельности, только если это есть у нас. Достаточно самой выйти из постоянной гонки, осознать свои желания и таланты, преумножить и развить их, получить эффективные навыки адекватного воплощения всего этого в социуме, чтобы создать своему ребенку пространство для его развития. И он будет там творить. Потому что хочет.)

Зависимость

Новорожденный ребенок полностью зависим от мамы. Он не осознает границ своего тела, не может самостоятельно передвигаться, удовлетворять свои потребности. Для созревания нервной системы и большого головного мозга ему требуется длительный период детства, а как следствие длительный период зависимости. Прежде чем стать взрослым, человек усваивает огромную базу бессознательной информации о законах общества, моделях поведения и взаимодействия с миром. Подросток, делающий попытки отделиться от родителей, все равно зависим: у него нет самостоятельного ресурса, навыков его добывать и эмоциональных сил, чтобы держать жизненную позицию и пространство.

Свою зависимость от взрослых ребенок воспринимает как само собой разумеющееся. Он пользуется ресурсом семьи, заботой, временем, отдавая взамен только свою любовь. Его индивидуальность поддерживается окружением, а границы социального поведения адекватны и оставляют пространство для развития. Ребенок, прошедший стадию зависимости в комфорте с четкими границами определенности, способен в будущем свободно и гармонично выстраивать отношения со своим окружением.

Живя в группе, хотим мы этого или не хотим, наше поведение ориентировано вовне. Муж, дети, родственники, коллеги, материальный комфорт - это основные составляющие наших «зависимостей». Насколько свободно мы взаимодействуем с ними, проходим конфликтные ситуации, держим свою позицию и идем на компромиссы? Разделяем ли мы авторитарность и авторитет, жертвенность и взаимные уступки?

Мать учит ребенка воспринимать свою окружение как поддерживающую среду. От ее восприятия и поведения в обществе зависит, как ребенок будет воспринимать ограничения личной свободы в социальных рамках. Если ее поведение сбалансировано между собственным «Я» и социумом, нет жертвенности, но есть здоровые компромиссы, ребенок тоже учиться этому из ее картины мира.

Стоит заметить, что и ребенок входит в круг «зависимостей» мамы, а как следствие в ее поддерживающее окружение. Я еще раз повторюсь – именно «поддерживающее», то есть то, которое дает нам возможность жить и развиваться согласно собственным талантам и стремлениям. Ребенок пользуется ресурсом, личным временем и заботой мамы, но при этом не является сдерживающим фактором для воплощения в жизнь ее желаний. Если мать живет своей жизнью вместе с ребенком, у нее не возникает бессознательной потребности требовать от ребенка неоправданных жертв или отделения. Ее зависимость комфортна для них обоих, что в свою очередь закладывает в малыше фундамент его будущих отношений с обществом.

Вспомним, что ребенок пришел учиться у нас жить в этом мире. Что он ожидает встроиться в жизнь семьи и общества, быть нужным и важным. Мама покажет и расскажет как это сделать. Мать, которая видит многовариантность моделей как вплетать свою жизнь в групповые ограничения, не теряя своей свободы и не нарушая свободу воли каждого члена семьи, автоматически прививает это своему ребенку. В том числе и в их симбиозе.

Независимость

В этом номере рассылки разговор пойдет об обратной стороне «зависимости» - «независимости».

Мы хотим вырастить нашего ребенка независимой личностью. Но задавались ли мы вопросом, что вкладываем в это понятие?

Осмелюсь предположить, что независимый человек - это тот, кто имеет свое мнение, которое свободно и спокойно выражает, знает, что хочет и знает как воплотить свои желания в жизнь и имеет для этого все возможности. При этом такой человек адекватен социуму, спокоен и уравновешен. Про таких говорят: «имеет свой стержень». Красивая картинка, не правда ли?

Ребенок вырастет таким обязательно, если рядом с ним человек, который показывает ему модель такого поведения. Только хотелось бы остановиться на следующих моментах.

Независимый человек - не означает человек-одиночка. Есть иллюзия, что женщина, живущая для семьи - крайне зависимый человек, не имеющий возможности воплощать свои желания и таланты. А уж если она захотела стать независимой, то надо отказаться от семейной жизни. Но в таком случае она может рассчитывать только на себя. Парадокс: или мы в поддерживающем окружении, но забываем о себе, или одиночки, зато можем жить, как хочется.

Ребенок усваивает эти модели поведения. Право иметь свое мнение, свои желания у него ассоциируется с пространством, где можно рассчитывать только на собственные силы. Взаимную поддержку и взаимопомощь он воспринимает как обязательство идти на жертвы вопреки собственному желанию, а значит отказываться от себя, от своего мнения.

Тогда получается замкнутый круг. Растим независимую личность в семье, лишая ее всех «атрибутов» независимости.

Я не зря называю семью поддерживающим окружением. Именно благодаря помощи близких людей мы имеем возможность действовать максимально эффективно в жизни, чувствуя поддержку и любовь. Независимость личности вполне вписывается в эту картинку. Весь вопрос, насколько мы искренне считаем свою семью именно таким окружением и как мы умеем взаимодействовать между собой.

Мать и семья учат ребенка воплощать свои желания, пользуясь помощью и поддержкой близких людей, осваивать или перестраивать свое жизненное пространство с учетом пожеланий всех членов семьи, находить компромиссы, договариваться.

Чтобы научить ребенка иметь свое мнение, к нему надо прислушиваться, но для начала маме хорошо бы прислушаться к себе, к своему мнению на тот или иной вопрос. Начать уважать разные мнения и находить общее решение, устраивающее всех.

Чтобы научить ребенка иметь свои желания, маме надо понять, а что же хочет она. Если она хочет только то, что хотят от нее остальные, она будет и ребенка подгонять под собственные или социальные стандарты, не учитывая его желаний.

И, наконец, чтобы научить ребенка взаимодействовать с миром, гармонично воплощая свои желания в жизнь, маме надо видеть многовариантность решений и показать это ребенку.

А главное, демонстрировать, что жизнь в социуме не накладывает на него обязательств отказываться от «собственного стержня», а, скорее наоборот, помогает его вырастить.

Материальная зависимость

Говоря о периоде зависимости обязательно надо затронуть такую тему, как материальная зависимость. На то, чтобы вырастить большой мозг и усвоить многообразие моделей взаимодействия с миром, человеку требуется длинное детство. Это длительный период зависимости, во время которого ребенок не думает «о завтрашнем дне». Он пользуется ресурсом семьи и рода, а взрослые, в свою очередь, обеспечивают его всем необходимым для роста и развития. И делают они это совершенно бескорыстно, просто потому что ребенок – это ценность, который станет взрослым, и будет уже сам управлять ресурсом семьи и преумножать его. Родители же уйдут на покой, войдут в период зависимости, а их повзрослевший ребенок будет их обеспечивать всем необходимым для комфортной жизни. Это связь поколений.

Именно в детстве формируется состояние «достатка» и «изобилия». Не секрет, что люди выросшие в нужде, потом по жизни будут иметь «комплекс голодного», вне зависимости от того, сколько материальных средств будет у них в наличии. Существование «ресурсы на грани» будет для него комфортным и привычным стилем жизни. У ребенка же выросшего в благополучной материальной среде шансы на удачу и успешность возрастают. И дело тут не столько в том, что есть начальный родительский капитал, а в том, что состояние «отсутствия средств» для него является некомфортным и сподвигает его на действия для возвращения в комфорт и добычу необходимого ресурса.

Мы видим много успешных людей, среди которых в будущем хотим видеть и своего ребенка; людей, которые умеют достигать свои цели, находя нужное количество средств и возможностей для этого. Они открыты возможностям, в том числе и материальным.

Состояние «достатка» формируется в детстве. Ребенок хочет все почувствовать, попробовать, узнать, чтобы выбрать потом свой путь. Потребность в развитии и познании чего-то нового открывается тогда, когда обеспечены первичные витальные потребности, в том числе и материальные. Только когда «прикрыта» безопасность, ребенок начинает изучать мир. Он ожидает, что взрослые предоставят ему для этого возможности.

Вы только представьте состояние, когда твердо уверен, что и завтра и послезавтра будет все, что необходимо для жизни. Изобилие материальных благ, любви, заботы, поддержки близких. И это не надо заслуживать или выпрашивать. Это некое абсолютное знание, что все необходимое для самореализации у тебя есть и будет. Именно так и формируется доверие жизни.

Из номера в номер я говорю о том, как мать формирует бессознательную картину мира ребенка. Не исключение и взаимодействие с миром денег. Если мать живет в постоянном страхе потери материальных средств, зависима от них, считает себя недостойной иметь все необходимое для жизни и развития, ограничивает себя, то это же она передаст и своему ребенку. Состояние дефицита станет для него обычным. Причем количество денег в наличии не имеет значения. Ответьте себе на следующие вопросы: Почему до сих пор не сбылись ВАШИ желания? Почему Я не позволяю себе быть тем, кем хочется и какой хочется? Почему я не делаю то, что МНЕ хочется? Если первым в списке будет: у меня нет на это материальных возможностей, то это значит, что ваше состояние «достатка» оставляет желать лучшего. Скорее всего, что деньги помогают вам не Жить, а выживать. Естественно, что на просьбу ребенка о покупке чего-то, что ему хочется, но не является средством выживания, такая мать ответит: «Мы не можем себе это позволить, у нас нет денег».

С чего стоит начать? Конечно, прежде всего, с себя. Здоровая и счастливая мать – залог здорового и счастливого ребенка. Заботиться о себе – это не эгоизм, а жизненная необходимость. Одежда, обувь, качественная еда, комфорт и удовольствие – это то, чем необходимо обеспечивать ребенка. Но, только познав на собственном опыте, что надо для полноценной жизни, можно понять, что требуется окружению. Мать, выступающая в роли жертвы «все в семью», будет ограничивать ребенка и окружение, просто потому что у нее нет модели «достатка». Если она может обходиться малым, то и другим много не надо. Позиция «я должна» порождает ответную позицию «мне должны».

Следующее, что стоит усвоить: деньги всегда приходят, когда цели четко определены. Надо только считать себя достойной этих целей. Кто то из мудрых сказал: «Деньги - хороший слуга, но жестокий хозяин». Если вы пользуетесь материальными благами для реализации своих желаний и стремлений, деньги служат вам, и ваш ребенок учиться этому. Когда же деньги становятся хозяином, и страх их потерять первичен, то тут не до желаний и целей – остро встает вопрос выживания, безопасность под угрозой. Ребенок усваивает эту картину мира, теряет уверенность в завтрашнем дне. Его возможности ограничены, что блокирует желания. А отсутствие желаний блокирует творчество.
В моей практике я встречала много женщин с семейным доходом выше среднего уровня, которые жили в модели «нищеты» и не могли реализовать даже части своих желаний. Так же я видела женщин с небольшим доходом, которые жили полной жизнью и воплощали задуманные цели в жизнь. Ограничения – это наша модель в голове, которую нам формировали наши мамы и окружение. Стоит ли их передавать нашим детям?



 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Связаться с нами Счастливая женщина