Бабушки бывают разные, наши бабушки особо в воспитание не вмешиваются, но, когда Настя попадает к ним "в руки" мы наблюдаем во всей красе методы советского воспитания.)))) А какие у вас отношения с бабушками? Бабушкины советы - за и против
Мы знаем, что бабушка играет очень важную роль в семье. Бабушка – это транслятор традиционной культуры, окормляющая наравне с дедушкой молодых родителей и их чад своим житейским опытом и мудростью. Всё это верно в отношении бабушек досоветского периода и, увы, практически несоотносимо с бабушками нынешними.Женщина советской эпохи – это мать, выросшая из условностей медицинского мира, диктующего матери и её ребёнку образ жизни, перечень процедур, сопровождающих жизнь, и не склонный к диалогу с родителями. Советские родители не вправе решать за своих детей, стоит ли им прибегать к вакцинации, диспансеризации и прочим медицинским вмешательствам. В данном случае за семью всё решает педиатр, за будущую мать – её лечащий доктор. Чтобы не возникало соблазна отступить от правил, альтернативной информации о вакцинах, виде родов и т.д. добыть было практически невозможно. Да и нужно ли?
Родительский контроль и материнская интуиция
Советская мать зачастую воспитана в духе слепого подчинения системе и точно так же должна воспитать своё потомство.
Современная бабушка убеждена: рожать ребёнка следует непременно в роддоме; грудью кормить по расписанию; допаивать водой; матери спать с младенцем отдельно; выгуливать его в коляске; в районе полугода, а то и раньше вводить прикорм и отлучать от груди; делать прививки согласно графику и т.д. Скажем больше: большинство молодых матерей, выросших в стандартной советской семье, придерживаются таких же взглядов на воспитание чад.
Но посмотрим на проблему ближе и детальнее: кто же прав и где истина?
Удивительно, углубляясь в историю, отмечать факт тотальной «забывчивости» нынешних женщин. Да, к примеру, роды дома, под боком у матери или наедине с повитухой, - явление было хоть и повсеместное, но давнее. «Чаще всего рожали в родительском доме только женщины из богатых и больших семей, где не так нужны их рабочие руки и где труднее уберечься от постороннего глаза… Роженица из большой семьи часто уходила рожать к повитухе. Но чаще всего, конечно, роды совершались дома, на своём дворе…» (Н.Будур, «Знахарки-повитухи)
Однако же существует память рода, материнский инстинкт и интуиция, неизменно всем роженицам подсказывающие перед родами свить гнёздышко, укрыться от чужих глаз и находиться в защищённом месте на протяжении всего процесса родов, как это делают млекопитающие. Увы, интуиция не пользуется у современных женщин должным доверием, и, конечно, во многом потому, что уже не одно поколение выросло в страхе перед медицинской системой и слепой вере в неё, а вот изучение собственной природы и традиции лишь сейчас набирает обороты.
Сегодня Минздрав РФ и ВОЗ рекомендуют сохранять грудное вскармливание, как минимум, до двух лет младенца. В сознание же советской женщины как жизненная необходимость заложено раннее (до года) отлучение от груди: так, Кодекс Законов о Труде от 1924 г. определял для женщины послеродовый отпуск в несколько недель. И пусть в 20-х гг из-за безработицы женщины больше сидели дома, начиная с 30-х гг, они дружным маршем уже следовали на «стройки пятилетки». За несколько недель послеродового отпуска матери следовало успеть выкормить своего младенца, адаптировать к социальной жизни (нередко в 3 месяца ребёнка отдавали в ясли, чтобы мать могла выйти на работу) и перевести на искусственное или хотя бы смешанное вскармливание. Много позже декретный отпуск по уходу за ребёнком был увеличен, но штамп в сознании о необходимости «успеть» подготовить дитя к жизни без материнской груди остался.
Любовь к стерильности
Большинство бабушек совершенно неосознанно подстёгивают своих дочерей к раннему введению прикорма и переводу малыша на молочную смесь: их собственное мышление скоординировано так, что защищённость ребёнка они воспринимают через его автономию от матери, а не наоборот, как это воспринималось в архаичном обществе.
Символически это выражается также через перерезание пуповины сразу после родов. Стремительное разлучение матери и ребёнка отсекает их друг от друга на психосоматическом уровне в момент, когда связь, бывшая до родов отчасти физической, отчасти духовной, становится полностью духовной. Именно первые моменты после рождения ребёнка происходит преобразование пуповинной связи в духовный контакт, и процесс этот, разумеется, должен пройти естественно: пуповине следует отпульсировать (умереть) и лишь тогда быть перерезанной. Время, отведённое ей на умирание, и есть отрезок, необходимый данным матери и ребёнку на первичное взращивание между собой духовной пуповинной нити.
Современная наука же, со своей стороны, также даёт логичное объяснение позднему перерезанию пуповины. Так, британские акушеры Университета Ливерпуля, в своём докладе в журнале British Medical Journal отмечают, что «в этом случае в первые несколько минут после рождения в кровеносной системе ребенка повышается уровень железа, что помогает предотвратить развитие анемии. Особенно это важно для тех детей, которые родились раньше срока, или тех, которые появились на свет в результате кесарева сечения…»
Впрочем, бабушка может вмешаться в послеродовое таинство только в случае домашних родов и её присутствия поблизости. Разумеется, большинство нынешних бабушек выступают против такого вида родов, испытывая немалый страх за жизнь как матери, так и ребёнка. Виной тому – многолетнее программирование женщины на восприятие и беременности, и рождения чада как явления болезненного, крайне опасного, а потому сопряжённого с непременным медицинским вмешательством. Отсюда и любовь наших бабушек к стерильности, приученных изничтожать болезнетворные бактерии и, вообще, «все известные микробы» хлором, непременно подмывать девочек с мылом и, конечно, рожать в стерильных больничных палатах. «На новорожденного надо смотреть, как на хирургического больного, которому сделана операция. К такому больному не подходят без чистого халата, не прикасаются к нему грязными руками. Помещение, где он находится, кровать, на которой он лежит, - все должно быть безупречно чисто» (Н.Г. Сперанский, «Ребёнок раннего возраста»). Таким образом, необходимость естественного обмена матери и ребёнка микрофлорой (материнская микрофлора малышу ведь уже знакома), адаптации младенца к домашней бактериальной среде (а адаптироваться к ней легче, чем справиться с более «богатой» средой больничной) дезавуируется страхом перед незащищённостью маленького организма.
Чья правда старше
Парадоксальным образом позже бабушка будет настаивать вывести малыша извне домашней среды в социум и поместить его в ясли или детский сад ради социализации, которая почему-то для психического здоровья дошкольника важнее, чем постоянный контакт с родителями, и особенно матерью. Всё это также наследие советской эпохи, когда мать, вынужденная выходить с определённого момента на работу, просто не могла полностью посвятить себя воспитанию малыша, и его социализация здесь – лишь лукавое прикрытие государством заботой о ребёнке истинного своего намерения – как можно скорее вновь захомутать неработающую женщину.
Разрыв духовной связи матери и дитя на этапе беременности, родов и первых минут и дней после них практиковался в советском государстве повсеместно. Ещё одним костылём, поддерживающим эту духовную разлуку, становится коляска. Современная бабушка (и мама, дочь этой бабушки) зачастую не представляет себе выращивание малыша без коляски, в то время как ещё наши прабабушки подобной атрибутики счастливого материнства не имели и растили детей, как это и было заведено во всех древних культурах и традициях, «в подоле», «в фартуке», «в платке». Попросту – на груди, на руках, у сердца. Ещё на фреске Джотто «Бегство в Египет» 1304-1306 гг Богоматерь изображена с перевязью на груди, где находится Младенец Иисус. Бабушка, утверждающая традиционность колясочного элемента в воспитании детей, не помнит, что первые повозки для младенцев стали выпускать в СССР лишь начиная с 1949 г., когда указом Фрунзе и было запущено их массовое производство. Отныне бегущая сломя голову мать с орущим в коляске чадом становится одним из ярлыков материнства. И, конечно, ему сопутствует и бутылочка, которой успокоить младенца, не находящегося на груди у матери, проще, чем достать малыша из коляски для кормления (ведь надо ещё где-то укрыться, не говоря о том, что нужно в это же время присматривать за старшими детьми, если они есть), и соска-пустышка, столь виртуозно отучающая ребёнка от успокаивающего стука материнского сердца.
Таким образом, мы можем перечислять ещё много несоответствий между образом бабушки традиционной, архетипической и современной, выпестованной медицинской системой, а не самой природой и многовековым опытом предков. Справедливости ради следует отметить: во всех традициях на протяжении веков существовали как свои достижения в области родительства и культуры бабушек и дедушек, так и заблуждения. Именно на заблуждениях сыграла современная медицина, отметя опыт тысячелетий в отношении родов, повивального искусства вообще, а также опыт по уходу за ребёнком и т.д. как ничего не стоящий и даже опасный. И здесь важно соблюсти баланс – взять самое ценное из анналов современной медицины и возродить традиционные знания. Но кто будет этим заниматься? Бабушки ли, несущие более тяжёлый спуд убеждений и установок в отношении воспитания детей, чем молодые отцы и матери? Вывод очевиден: перед нынешними молодыми родителями сегодня стоит непростая задача – воспитать в духе традиции не только своих детей, но и в своих матерях возродить традиционных бабушек, не говоря о том, чтобы в будущем самим стать таковыми.
Источник: natur-life.ru