Удивительно не то, что мы теперь взрослые. Удивительно, что теперь взрослые - это мы
Пн, 2024-04-29, 17:16
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Форум Наше Чадо » О самых маленьких (0-1 год) » Развитие и воспитание » Обучение следованию и самостоятельному хождению на улице
Обучение следованию и самостоятельному хождению на улице
RAДата: Чт, 2009-12-10, 12:36 | Сообщение # 1
Опытный родитель
Группа: Модераторы
Сообщений: 561
Награды: 16
Репутация: 16
Статус: Offline
источник: http://community.livejournal.com/ru_fonategi/92855.html

Зачем вообще учить следованию и хождению по улице ребенка 1-1,5 лет? Для себя я отвечаю на этот вопрос так:

- Если ребенок начал ходить, ему нужно обязательно тренировать новый навык, причем именно тогда, когда он формируется (то есть сразу после начала самостоятельной уверенной ходьбы), а не позже, в 2-3-4 года; ходить ногами нужно для нормального физического развития ребенка; это не значит, что он сразу должен проходить 5 км - но постепенно учить ребенка преодолевать пешком видимые расстояния нужно;
- Городская среда не создает условий для естественного обучения следованию (когда ничего специально делать не надо, все само получается), поэтому маме нужно взять ответственность на себя и организовать для ребенка такое обучение; для этого ей полезно знать некоторые приемы.
- Я придерживаюсь мнения, что в паре «мама-ребенок» присутствуют иерархические отношения, мама — ведущая, ребенок — ведомый; это относится и к поведению на улице: мама устанавливает правила, указывает границы и обучает определенным необходимым для жизни навыкам, а ребенок соблюдает эти правила, встраивается в рамки и обучается;
- Идти по улице за мамой, а не убегать или идти по своим делам, то есть следовать за мамой — нормальное поведение ребенка, обучение этому — не дрессировка, а выработка необходимого для жизни навыка и обучение необходимым правилам; при этом понятно, что есть прогулки по маминым делам, а есть — прогулки и «привалы» для исследования мира и удовлетворения потребностей ребенка.

Если вы со мной не согласны, это не значит, что вы ошибаетесь. smile Это просто значит, что статья написана не для вас. Спорить не нужно — пост вывешен не для споров, надо или не надо и почему, а для обмена опытом людей, которые считают обучение необходимым и согласны с вышеперечисленными пунктами. Если у вас есть собственные приемы, собственный опыт обучения хождению/следованию ребенка 1-1,5 лет — ваши комментарии будут бесценны для тех, кому эта информация актуальна. smile

Практические методы отработки навыка хождения и следования.

Сразу оговорюсь, что излагаю не строгую «рожановскую» теорию, а скорее собственную ее интерпретацию, причем довольно мягкую, и на полноту охвата материала совсем не претендую. smile

Еще одно важное уточнение (спасибо [info]vrakker). Начинать водить ребенка в возрасте около 1 года по улице лучше за руку. Это удобно, безопасно и само по себе является естественным приемом обучения следованию. По моим наблюдениям, дети, которые привыкли ходит за руку, реже убегают, лучше следуют за мамой, позже с ними легко ходить на любые расстояния.

Итак, вы вышли на улицу, взяли ребенка за руку и пошли. Если ваш ребенок нормально идет за вами, не вырывает руку, не останавливается, не отвлекается на листочки и не просится на руки - вам достался уникальный экземпляр можете дальше не читать, у вас все и так отлично. smile

Если же ребенок ходит плохо, мало, или хорошо и много, но не туда, и вы хотите научить его ходить по улице и вообще ходить ногами на видимые расстояния, можно воспользоваться двумя способами (методами):

1. Если ребенок шел за вами какое-то время, а потом отстал/пошел в другую сторону/сел на землю — нужно подхватить его под мышку, пронести пару метров в нужном направлении и опять спустить на землю; опять отстает/садится/убегает - повторить.

В общем-то, данный метод широко известен и много раз обсуждался. На какие нюансы я хочу обратить внимание:

- метод удобно использовать, если ребенок в принципе не отказывается ходить, ходит хорошо и много, но не туда; smile

- не нужно отпускать ребенка далеко от себя или самой уходить далеко и ждать, когда он вас догонит — это, во-первых, небезопасно, а во-вторых, ребенок может ваш зов проигнорировать и вам придется возвращаться за ним в ущерб своему авторитету и с риском превратить процесс в игру в догонялки; отпускать ребенка от себя лучше максимум на 1-1,5 метра, чтобы вам хватило шага для «подхвата» под мышку и возвращения на «маршрут»;

- отрабатывая навык, гулять лучше всегда с целью, так как это помогает прежде всего маме — она не «отрабатывает следование» просто ради следования, а действительно заинтересована в том, чтобы дойти, например, до магазина, и ребенок это чувствует; конечно, поначалу эти цели должны быть близлежащими — даже детская площадка у соседнего дома подойдет;

- идеально гулять в паре с другим человеком, которого ваш ребенок хорошо знает, чтобы именно он, а не вы, перехватывал идущего не туда ребенка и направлял в вашу сторону; но если это никак не получается организовать, можно и обойтись.

2. Другой способ сделать так, чтобы ребенок шел куда надо маме и вообще шел по улице ногами - условно говоря, "договариваться". То есть вы вышли на улицу, вязли ребенка на руки и определили вслух условие: «Несу тебя до того столбика (дорожки, горки), а дальше идешь ногами». Соответственно, после того, как дошли до столбика, дорожки, горки, надо все-таки добиться, чтобы какое-то расстояние ребенок прошел сам, а потом снова взять на руки с новым условием (донесу до лужи/магазина и пр). Чередовать передвижение на руках/ногами, постепенно увеличивая расстояние, пройденное ногами.

Смысл этого способа в том, чтобы способ передвижения и расстояние, пройденное на руках/ногами, определяла МАМА, а не ребенок. Разумеется, при этом мама учитывает возраст ребенка, его физическую форму, умение ходить, погоду и еще множество разных обстоятельств. Поэтому для годовалого ребенка соотношение на руках/ногами будет одно, для полуторалетнего — уже совсем другое, зимой в одном и том же возрасте пройденное ногами расстояние будет одним, летом — другим, и т.д.

Добавлено (2009-12-10, 13:36)
---------------------------------------------
Нюансы, на которые стоит обратить внимание при практическом применении:

- метод удобно использовать, если ребенок совсем отказывается самостоятельно ходить или ходит очень мало;

- расстояния можно брать любые, даже довольно большие, но отрезки пути ногами поначалу лучше делать поменьше — 10-20 метров;

- ребенку не обязательно подробно описывать ориентиры места, где вы его возьмете на руки/поставите на землю, не обязательно так же, чтобы он это место непременно заранее издалека увидел— достаточно коротко озвучить свое намерение («несу тебя до домика», «идешь ножками до лужи»). Важно — если ребенок дошел до лужи, но на руки не просится, не спешите его брать; дайте ему возможность «превзойти самого себя». smile Но не доводите до того, чтобы он все-таки заплакал и запросился — лучше через пару лишних метров сами возьмите на руки и обозначьте новый «рубеж»;

- понятно, что брать на такие прогулки слинг/коляску есть смысл, только если вы планируете часть пути потренироваться в ходьбе, а часть быстро пойти, куда надо.

Кое-какие мысли о теории и практике воплощения вышеназванных методов.

Чем эти методы, на мой взгляд, лучше, чем всякие уговоры, заманивания, отвлечения («пойдем посмотрим на кошечку» и т.д.)? Применяя их, мы не заставляем ребенка обманом или хитростью сделать, как нам нужно, а формируем у ребенка сознательное поведение. То есть мы показываем, как надо делать (обучаем навыку) и почему (устанавливаем правила). Дети в 1-1,5 года — вовсе не такие несмышленыши, как принято думать, они вполне сознательные существа, способные понимать и усваивать правила поведения и следовать им. Именно тут заключено основное отличие от «дрессуры», и в дальнейшем с такими детьми действительно легко гулять, обходясь без коляски или слинга. А вот отвлекать и обманывать с возрастом обычно получается все сложнее. Однажды вам все равно придется такое сознательное поведение формировать, и тут я придерживаюсь мнения, что «чем раньше — тем лучше». Мне кажется, что если у ребенка до 3-4 лет не было необходимости контролировать себя (его постоянно отвлекали или добивались от него нужного поведения хитростью), ему гораздо труднее сознательно соблюдать какие-то правила поведения

Еще один момент, о котором нельзя не упомянуть — реакция ребенка на обучение. Да, она может быть негативной, особенно если прежде вы границ не устанавливали и следованию не обучали, и ребенок привык, что он идет, куда хочет, что вы его всегда ждете, или что его всегда берут на руки по его требованию. В таком случае он может орать при попытке поставить его на землю даже после того, как условное расстояние на руках пройдено, при попытке взять его под мышку и унести от интересного листочка и т.д.

Определить, почему именно ребенок орет — по причине реального дискомфорта или с целью проверки границ — самой маме бывает довольно трудно просто потому, что она, как правило, просто не может посмотреть на ребенка «со стороны». Но все-таки есть некие объективные признаки, на которые можно в данном случае ориентироваться. Если у ребенка удобная одежда и обувь, он не напуган/не стрессован незнакомой обстановкой (вы находитесь на улице, по которой уже 100 раз гуляли), не устал/не хочет спать (только что вышли из дома), если он прекрасно ходит полчаса по детской площадке или по парку, но начинает орать, как только вы побуждаете его идти в нужном вам направлении — скорее всего дело не в дискомфорте, а в банальном нежелании ребенка ходить за вами (ему нравится, когда его носят/возят или он готов ходить, но именно сейчас хочет настоять на своем и тем самым проверить, насколько он может управлять этой ситуацией).

В данном случае трудно советовать что-то однозначно. Мне кажется, что отношение к реакции ребенка и ваше поведение должны зависеть от того, насколько хорошо вы чувствуете ребенка, насколько готовы уступить ему «управление» и чего именно хотите добиться обучением.

Если вы хотите научить ребенка ходить за вами, считаете, что это нужно и ему, и вам, уверены, что он не боится, не устал, а именно не хочет/проверяет границы, и чувствуете в себе силы настоять на своем — сам факт ора вас останавливать не должен, но стоит продумать стратегию, как его минимизировать (отвлекать/заговаривать зубы, продолжая настаивать на своем, либо каким-то образом донести до ребенка, что эта «кнопка» больше не работает; наработанные способы избежать ора и настроить ребенка на положительный лад буду рада видеть в комментариях). smile

Если вы считаете, что дело того не стоит и проще посадить в слинг/коляску, чем прилагать усилия и «мучить ребенка» (ведь рано или поздно все равно научится ходить и следовать за мамой) — скорее всего, вы не считаете причины для обучения, с которых я начала, весомыми, и вам вообще не нужно читать этот пост применять этих методов.

Если научить хотите, вы согласны, что это нужно, но не уверены в причине такого поведения, вам кажется, что ребенок орет из-за стресса/дискомфорта — разумеется, лучше обучение прекратить до созревания уверенности/исчезновения всяких подозрений на дискомфорт/устранения всех возможных причин такового. smile

Ну, то, что для ребенка, который будет много ходить, стоит приобрести подходящую (легкую) одежду и удобную обувь, особенно на зимнее время, думаю, много распространяться не надо, это очевидно. smile

По поводу частых опасений, что ребенок физически не способен далеко ходить, устает и т.д. могу поделиться личным опытом. Летом (дочке было 1,5 года) мы с ней ходили в соседнюю деревню — 1,5 км. туда и столько же обратно — применяя метод №2. Соотношение на ручках/ногами составляло примерно 30/70 процентов в начале и 20/80 в конце лета. Причем однажды ребенок прошел 1,5 километра полностью самостоятельно (у меня были заняты руки и я не могла взять ее на руки, о чем ее честно сообщила и показала «препятствие») и практически столько же обратно (несла метров 200-300), причем без какого-либо видимого напряжения. smile Я была уверена, что дома ребенок упадет от усталости, smile но ничего подобного — она бегала и играла весь вечер без малейших признаков утомления. smile

Не могу не сказать два слова о пугании злым дядей и чем-нибудь еще — моментом, который неразрывно связан с обсуждением темы следования. smile Я абсолютно убеждена, что ребенку, которого с 1 года мама учила навыкам поведения на улице - не убегать, ходить за ней и т.д. - и у которого с мамой нормальные гармоничные отношения, такие «пугалки» никогда не понадобятся. Если же ребенок в 2-3 года от мамы убегает и на улице не управляем, причем ничего не помогает — тут дело далеко не в следовании, а в отношениях «мама-ребенок» в целом, и приглашением злого дяди с мешком тут делу не поможешь, а то и усугубишь проблему.

Почитать о следовании:

http://vokina.livejournal.com/38405.html — отработка следования согласно рожановской методике с передачей ответственности за свою безопасность (в рамках возраста) ребенку.
http://community.livejournal.com/liedloff_ru/68143.html — поведение следования (изложение основных рожановских рекомендаций; весьма толковый текст, за исключением абзаца о пугании)
http://community.livejournal.com/mamo_psih_nah/6745.html — личный взгляд [info]egoramama на проблему выработки поведения следования; smile интересные мысли о том, как ребенок в норме осваивает окружающее пространство и почему трудно формировать поведение следования в городской среде. Единственный минус — автор говорит об «инстинкте следования», тогда как «Рожана» - все-таки о поведении следования, и тут возникает путаница, затрудняющая понимание проблемы. Вопрос, существует ли некий инстинкт следования, лично для меня остается открытым. Но в том, что у ребенка существуют некие врожденные механизмы, помогающие ему осваивать пространство, я не сомневаюсь, и рассуждения [info]egoramama о действии этих механизмов (одним из которых она считает как раз инстинкт следования) мне очень близки.


 
sKazkaДата: Чт, 2009-12-10, 13:35 | Сообщение # 2
Гуру
Группа: Администраторы
Сообщений: 7075
Награды: 39
Репутация: 92
Статус: Offline
Мне кажется сейчас, что у нас так все легко было)) Настя с удовольствием следовала за ручку за нами, бывало, что ее влекли неведомые дали, но страх потерять меня из вида был сильнее. Ближе к 2-м годам она убегала (чтобы мы ее догоняли), но поняла, что бесполезно и как-то все само прошло. Правда, один раз она получила шлепок по попе, когда чуть не выбежала на дорогу (я ее долго звала, еле догнала и от испуга шлепнула).

Статья хорошая, внятная))

Quote (RA)
эти методы, на мой взгляд, лучше, чем всякие уговоры, заманивания, отвлечения («пойдем посмотрим на кошечку» и т.д.)? Применяя их, мы не заставляем ребенка обманом или хитростью сделать, как нам нужно, а формируем у ребенка сознательное поведение. То есть мы показываем, как надо делать (обучаем навыку) и почему (устанавливаем правила).

С ребенком нужно избегать обмана, чтобы потом не столкнуться с обманом с его стороны.

Quote (RA)
отношение к реакции ребенка и ваше поведение должны зависеть от того, насколько хорошо вы чувствуете ребенка, насколько готовы уступить ему «управление» и чего именно хотите добиться обучением.

Да, когда я "занята" своими мыслями, сложно бывает понять дочь. Часто строгие меры (крик, повышение голоса) истекают от моей же беспомощности, когда я не знаю, что делать.

Quote (RA)
Если же ребенок в 2-3 года от мамы убегает и на улице не управляем, причем ничего не помогает — тут дело далеко не в следовании, а в отношениях «мама-ребенок» в целом

Вот именно! Отношения не могут делится на части, они единое целое. Когда гармония во всем, нет проблем с отдельными ситуациями, мы отлично ладим и понимаем друг друга. И дочь не беспомощная, несмышленая кроха, а вполне сознательный человечек.



 
NatalyДата: Чт, 2009-12-10, 13:57 | Сообщение # 3
Гуру
Группа: Администраторы
Сообщений: 2278
Награды: 13
Репутация: 23
Статус: Offline
Quote (RA)
вам достался уникальный экземпляр

это про мою дочь smile
топали каждый день за ручку, если уставала несла на руках до определенного места, который заранее оговаривался... и вот так мы до сих пор за ручку ходим с мамой


Нет высшей цели, чем служить другим людям!
"В цивилизованном мире люди пользуются вещами и любят людей. Но, к сожалению, в современном мире слишком часто люди пользуются другими людьми и любят вещи. "
Радханатх Свами
 
СонатаДата: Чт, 2009-12-10, 21:48 | Сообщение # 4
Новичок
Группа: Местные жители
Сообщений: 15
Награды: 2
Репутация: 0
Статус: Offline
Спасибо за статью.
Для нас это очень актуально. Для Тимофея как в песне "нет ничего лучше, чем несовпаденья, нет ничего хуже, чем быть как все".
Куда бы мы ни шли, ему непременно нужно в обратную сторону. Но мой зов он не реагирует вообще никак. Хотя нет, он прибавляет скорость.
Когда беру его в охапку или за руку - начинает истерить и вырываться. Короче говоря, следование вообще отсутствует. Зато доверие к миру ого-го какое.
 
RAДата: Чт, 2009-12-10, 22:52 | Сообщение # 5
Опытный родитель
Группа: Модераторы
Сообщений: 561
Награды: 16
Репутация: 16
Статус: Offline
Соната, а сколько ему?

 
TanyaДата: Пт, 2009-12-11, 03:12 | Сообщение # 6
Опытный родитель
Группа: Модераторы
Сообщений: 573
Награды: 18
Репутация: 35
Статус: Offline
Алла, вот вроде бы и согласна, но статья, действительно, не для меня. Очень она жесткая, просто руководство по эксплуатации ребенка какое-то...
(Sunny_rumba)
 
СонатаДата: Пт, 2009-12-11, 08:26 | Сообщение # 7
Новичок
Группа: Местные жители
Сообщений: 15
Награды: 2
Репутация: 0
Статус: Offline
RA, год и 4 месяца
 
FreyaДата: Пт, 2009-12-11, 13:38 | Сообщение # 8
Родительский клуб
Группа: Модераторы
Сообщений: 1026
Награды: 11
Репутация: 18
Статус: Offline
Моя больная тема... Сначала у нас всё было чудесно: топала за ручку со мной, не убегала, ходила ножками. Но где-то после полутора лет (точно не помню) не хочет ходить сама. Просится на ручки, устраивает истерики. Чего только я не перепробывала - ничего не работает(((

Диана - 9.04.2007
Вадим - 25.05.2011
 
sKazkaДата: Пт, 2009-12-11, 15:06 | Сообщение # 9
Гуру
Группа: Администраторы
Сообщений: 7075
Награды: 39
Репутация: 92
Статус: Offline
Tanya, а мне кажется вполне лаконичная и четкая программа действий. Не надо воспринимать, как инструкцию, попробуй применять на практике советы опытных мам и, возможно, будет легче в общении со своим ребенком. smile


 
RAДата: Пт, 2009-12-11, 15:31 | Сообщение # 10
Опытный родитель
Группа: Модераторы
Сообщений: 561
Награды: 16
Репутация: 16
Статус: Offline
Freya, то же самое было, причем началось одновременно с боязнью воды, так мы два месяца на руках гуляли и не купались. Потом прошло, тоже одновременно.

 
drolkaДата: Пт, 2009-12-11, 15:59 | Сообщение # 11
Опытный родитель
Группа: Местные жители
Сообщений: 501
Награды: 11
Репутация: 14
Статус: Offline
У нас проблемы со следованием начались с того момента, как я обчиталась Рожаны и начала применять это все к действию) Егор категорически протестовал вообще со мной ходить, в основном падал на землю и лежал там сколько взбредется, с наступлением весенней грязюки стала поднимать, тогда закатывал истерики. Боязнь потерять меня из виду, видимо, ему не грозит. Раз в порядке эксперимента позволила ему в парке уйти от меня на достаточное расстояние, незаметно следуя за ним. Он ни разу даже не обернулся, спокойно общался со всеми прохожими и не расстроился, когда сердобольная тетя принесла его к маме.
Вообще, заметила за ним, он прекрасно чувствует, когда мама его пытается "дрессировать" и делает все вопреки. Может даже заболеть из протеста.
В общем, когда я махнула на следование рукой, и стала поступать как мне удобно в конкретной ситуации, все само собой наладилось. В полтора года уже проходили по остановки три пешком. Где-то в это же время отказались от слинга, так как замахал он меня до безобразия как элемент одежды.
В настоящее время главная помеха нашему следованию - моя постоянная куда-то спешка(ну не могу я тратить на 100 метров полчаса), ну и когда попадаем на улицу в период обеденной усталости, что тоже нередко случается.


Запомните! Этот день обмену и возврату не подлежит. (У. Баффет)
 
FreyaДата: Пт, 2009-12-11, 16:00 | Сообщение # 12
Родительский клуб
Группа: Модераторы
Сообщений: 1026
Награды: 11
Репутация: 18
Статус: Offline
RA, ух-ты, как интересно! А с чем это связано, не знаешь? А воды боялась совсем-совсем? Не только голову мыть?

Диана - 9.04.2007
Вадим - 25.05.2011
 
RAДата: Пт, 2009-12-11, 16:58 | Сообщение # 13
Опытный родитель
Группа: Модераторы
Сообщений: 561
Награды: 16
Репутация: 16
Статус: Offline
Freya, думаю, это один из этапов развития, как, например, страхи детские или кошмары, или протестное поведение в более позднем возрасте. Боялась не только голову мыть, но и в ванную заходить. Вся эта ситуация помогла мне больше понимать ребенка и как только я отпустила себя и перестала напрягаться по этому поводу, дело пошло на лад. Правда, сейчас, пару дней назад если конкретно, ее дядька напугал на улице и она при виде любого мужчины, даже издалека, прыгает на руки. Надеюсь, забудется и пройдет, верю в терапию прогулки с папой на выходных.

 
TanyaДата: Пт, 2009-12-11, 17:47 | Сообщение # 14
Опытный родитель
Группа: Модераторы
Сообщений: 573
Награды: 18
Репутация: 35
Статус: Offline
Quote (sKazka)
попробуй применять на практике советы опытных мам и, возможно, будет легче в общении со своим ребенком

наверное, именно поэтому, мне легко дается общение с моим ребенком, стараюсь прислушиваться к собственному сердцу и чувствам и эмоциям ребенка.
 
sKazkaДата: Пт, 2009-12-11, 18:41 | Сообщение # 15
Гуру
Группа: Администраторы
Сообщений: 7075
Награды: 39
Репутация: 92
Статус: Offline
Tanya, это здорово, что у вас с крохой такие тонки волны!
Мне, все же, иногда полезно почитать опыт других. Я тогда либо понимаю в чем ошибалась, либо напротив убеждаюсь в своей правоте biggrin



 
Форум Наше Чадо » О самых маленьких (0-1 год) » Развитие и воспитание » Обучение следованию и самостоятельному хождению на улице
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск:

Связаться с нами Счастливая женщина