Удивительно не то, что мы теперь взрослые. Удивительно, что теперь взрослые - это мы
Вт, 2024-04-23, 23:43
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум Наше Чадо » Школьник » Воспитание » О семейном обучении (личный опыт мамы-психолога)
О семейном обучении
RAДата: Пт, 2010-10-01, 18:11 | Сообщение # 1
Опытный родитель
Группа: Модераторы
Сообщений: 561
Награды: 16
Репутация: 16
Статус: Offline
наткнулась как-то в сети и очень зацепило. Мало того, что живой личный опыт семейного обучения двоих детей, так еще и изложено очень толково

Часть первая
Когда я говорю знакомым и малознакомым людям, что мои дети на семейном обучении, большинство отводят глаза, переводя разговор на другую тему, отгораживаясь стеной незнания и нежелания этого знания. Не надо быть знатоком психологии, чтобы понять, какие мысли звучат в их головах.

Они представляют меня фанатичной мамашей, лишающей детей детства, которая растит свои чада в инкубаторе, не давая приспособится к «нормальному» миру и жестокой реальностью, в которую им со временем придется попасть. А вдруг они окажутся совершенно не приспособленными к миру? Им представляются мои дети забитыми, нелюдимыми, которые не смогли ужиться в коллективе, а я не смогла, как достойная мать найти хорошую школу и хорошего учителя. Часто меня спрашивают: «А что случилось? Были проблемы с учителем или с учениками?» Так уж получается, что человек идет не куда-то, а бежит откуда то. Таков наш российский, а может и не только российский менталитет. Нет, у моего ребенка не было проблем в школе, если только не считать проблемой неуклонно угасающий интерес к познанию. Не к учебе, за оценку, похвалу, амбиции и престиж, а именно к познанию. Я считаю это проблемой. А вы? Но обо всем по-порядку.

Если кто-то все-таки осмеливается поинтересоваться, что это за форма такая, семейная, то вопросы настолько однотипные и стандартны, что я уже набила оскомину, отвечая. Забавно наблюдать, насколько же стереотипно и ограничено мышление у взрослых и, казалось бы зрелых, людей. Людей, которые имеют высшее образование, стабильный заработок и личного психотерапевта. Удивляет меня только одно, почему бы самому не задуматься над теми вопросами, которые мне задаются? Но тех, кто интересуется ничтожно мало. Большинство отводят глаза.

Лет через 15 семейная форма образования уже не будет такой диковинкой. Более того, я уверена, она будет позиционироватья как элитное «дворянское» обучение.

В этой статье речь пойдет не о вопросе отдавать в школу или нет своего ребенка. Эта решение каждый принимает сам, основываясь на доступных знаниях и здравом смысле. В этой статье я хочу показать какими побуждениями руководствовалась я, принимая такое решение и поделиться опытом.

Итак. Подбирая ребенку школу, я понимала, что 10 лет – это немалый срок. Кроме того, эти годы очень важны для становления личности. Привитие основных ценностей, социальная адаптация, познание окружающего мира, логическое и критическое мышление, идентификация со своим полом и взаимоотношение полов, осознание своих потребностей и выбор пути – это лишь малая часть того, что формируется в ребенке за эту десятилетку. Понимать-то я понимала. Но вот о педагогическом результате тогда еще не задумывалась. Как-то, разговаривая с клиенткой я узнала, что ее старшая девочка в 6 лет на семейном обучении. Я мысленно покрутила пальцем у виска и стала искать для ребенка «хорошую школу». Чтобы чего-то найти, надо точно знать что ищешь. То есть надо сформировать критерии.

Задумывались ли вы когда-нибудь, какие задачи должна решать школа? Научить ребенка писать, читать, таблице Менделеева и склонению существительных? Вот и я так думала, что школа должна давать знания. Но мало кто задумывается, что школа должна при этом научить ребенка эти знания брать. У ребенка огромный познавательный интерес. Он хочет быть хорошим, умным, взрослым. Готов слушаться мудрых взрослых и учителей. Эту тему я дальше развивать не буду, иначе получится много демагогии о том, что знания (а не оценки) должны быть ценностью(!) на уровне всей системы образования, что каждый ребенок индивидуален и может брать знания в своем темпе. Дал много – может отказаться совсем из-за того, что не справляется. Дашь мало, заскучает и потеряет интерес к учебе. Остальное, думаю, вы додумаете сами. Когда я задумалась над этим мне стало понятно, что в классе из 20 человек не о каком индивидуальном подходе речи быть не может. Поэтому первый критерий поиска школы у меня был сформирован. Отдать профессионалам, любящим свое дело, детей, в маленькую школу с индивдуальным подходом и можно быть спокойной за свое чадо. Мне на тот момент казалось, что этого достаточно. Как я была наивна!

Есть еще одна задача школы, от которой она всячески открещивается, но все этого ждут по умолчанию – это социальная адаптация. Учителя утверждают, что за воспитание отвечают родители, а школа только дает знания. Отчасти, они правы. Родители первичны и фундаментальные представления о мире ребенок получает в семье. Но глупо утверждать, что, находясь по 6 часов в стенах школы ребенок только получает знания. Он адаптируется в том социуме, который ему предоставили родители, объявив (по факту) учителей, как своих заместителей, уважаемых и безопасных. Господи, мне иногда так жалко детей. Они же думают, что мы, взрослые, умные люди, знающие что творим. Они доверяют нам. Они послушно идут туда, куда мы их ведем. У них еще нет критического мышления, опыта для сравнения. Они не могут выбирать. Они зависимы. «Тебе нравится в школе?» «Да!» «А что тебе нравится?» «Там булочки вкусные дают на завтрак и красивые карандаши для рисования!» "А учиться тебе нравится?" "Когда пятерки получаю, нравится. А когда двойки, не нравится. Вот математика не нравится." "А деньги считать тебе нравится?" "Да." "Но это же математика..." "????" Вот и поговорили.

Потом, разбираясь в этом вопросе, я поняла, что в нашем общественном сознании смещены приоритеты этих двух школьных задач – получение знаний уходит на второй план, а социальная адаптация становится первична. Собственно вопрос, который мне задают все и всегда сразу, как только узнают, что мои дети не учатся в школе: «А как же общество? Где они общаются со сверстниками?» Понимаете? Никто не спрашивает о результатах в обучении, о познавательном интересе, о том, стал ли ребенок читать книги и думать. Никого не интерисуют результаты обучения. У меня вообще сложилось мнение, что школьные знания у большинства взрослых в головах остались как неважные, навязанные взрослыми. А вот задача социальной адаптации первична. Все вспоминают школу, как тусовку, место встречи и совместных проказ или школу выживания. А знания? А что знания? За все приходится платить. За веселую тусовку приходится платить учебой. Таковы условия. Ну а если ты не веселился, а выживал, то какие могут быть знания, если задача безопасности не решена на базовом уровне.

Да, не спорю, для социальной адаптации в этом возрасте необходима группа сверстников. Но почему то все считают, что только школа способна решить эту задачу и других путей нет. Но об этом я поговорю чуть позже. На сегодня достаточно. )

Часть вторая

Когда я говорю знакомым и малознакомым людям, что мои дети на семейном обучении, большинство отводят глаза, переводя разговор на другую тему, отгораживаясь стеной незнания и нежелания этого знания. Не надо быть знатоком психологии, чтобы понять, какие мысли звучат в их головах.

Они представляют меня фанатичной мамашей, лишающей детей детства, которая растит свои чада в инкубаторе, не давая приспособится к «нормальному» миру и жестокой реальностью, в которую им со временем придется попасть. А вдруг они окажутся совершенно не приспособленными к миру? Им представляются мои дети забитыми, нелюдимыми, которые не смогли ужиться в коллективе, а я не смогла, как достойная мать найти хорошую школу и хорошего учителя. Часто меня спрашивают: «А что случилось? Были проблемы с учителем или с учениками?» Так уж получается, что человек идет не куда-то, а бежит откуда то. Таков наш российский, а может и не только российский менталитет. Нет, у моего ребенка не было проблем в школе, если только не считать проблемой неуклонно угасающий интерес к познанию. Не к учебе, за оценку, похвалу, амбиции и престиж, а именно к познанию. Я считаю это проблемой. А вы? Но обо всем по-порядку.

Если кто-то все-таки осмеливается поинтересоваться, что это за форма такая, семейная, то вопросы настолько однотипные и стандартны, что я уже набила оскомину, отвечая. Забавно наблюдать, насколько же стереотипно и ограничено мышление у взрослых и, казалось бы зрелых, людей. Людей, которые имеют высшее образование, стабильный заработок и личного психотерапевта. Удивляет меня только одно, почему бы самому не задуматься над теми вопросами, которые мне задаются? Но тех, кто интересуется ничтожно мало. Большинство отводят глаза.

Лет через 15 семейная форма образования уже не будет такой диковинкой. Более того, я уверена, она будет позиционироватья как элитное «дворянское» обучение.

В этой статье речь пойдет не о вопросе отдавать в школу или нет своего ребенка. Эта решение каждый принимает сам, основываясь на доступных знаниях и здравом смысле. В этой статье я хочу показать какими побуждениями руководствовалась я, принимая такое решение и поделиться опытом.

Итак. Подбирая ребенку школу, я понимала, что 10 лет – это немалый срок. Кроме того, эти годы очень важны для становления личности. Привитие основных ценностей, социальная адаптация, познание окружающего мира, логическое и критическое мышление, идентификация со своим полом и взаимоотношение полов, осознание своих потребностей и выбор пути – это лишь малая часть того, что формируется в ребенке за эту десятилетку. Понимать-то я понимала. Но вот о педагогическом результате тогда еще не задумывалась. Как-то, разговаривая с клиенткой я узнала, что ее старшая девочка в 6 лет на семейном обучении. Я мысленно покрутила пальцем у виска и стала искать для ребенка «хорошую школу». Чтобы чего-то найти, надо точно знать что ищешь. То есть надо сформировать критерии.

Задумывались ли вы когда-нибудь, какие задачи должна решать школа? Научить ребенка писать, читать, таблице Менделеева и склонению существительных? Вот и я так думала, что школа должна давать знания. Но мало кто задумывается, что школа должна при этом научить ребенка эти знания брать. У ребенка огромный познавательный интерес. Он хочет быть хорошим, умным, взрослым. Готов слушаться мудрых взрослых и учителей. Эту тему я дальше развивать не буду, иначе получится много демагогии о том, что знания (а не оценки) должны быть ценностью(!) на уровне всей системы образования, что каждый ребенок индивидуален и может брать знания в своем темпе. Дал много – может отказаться совсем из-за того, что не справляется. Дашь мало, заскучает и потеряет интерес к учебе. Остальное, думаю, вы додумаете сами. Когда я задумалась над этим мне стало понятно, что в классе из 20 человек не о каком индивидуальном подходе речи быть не может. Поэтому первый критерий поиска школы у меня был сформирован. Отдать профессионалам, любящим свое дело, детей, в маленькую школу с индивдуальным подходом и можно быть спокойной за свое чадо. Мне на тот момент казалось, что этого достаточно. Как я была наивна!

Есть еще одна задача школы, от которой она всячески открещивается, но все этого ждут по умолчанию – это социальная адаптация. Учителя утверждают, что за воспитание отвечают родители, а школа только дает знания. Отчасти, они правы. Родители первичны и фундаментальные представления о мире ребенок получает в семье. Но глупо утверждать, что, находясь по 6 часов в стенах школы ребенок только получает знания. Он адаптируется в том социуме, который ему предоставили родители, объявив (по факту) учителей, как своих заместителей, уважаемых и безопасных. Господи, мне иногда так жалко детей. Они же думают, что мы, взрослые, умные люди, знающие что творим. Они доверяют нам. Они послушно идут туда, куда мы их ведем. У них еще нет критического мышления, опыта для сравнения. Они не могут выбирать. Они зависимы. «Тебе нравится в школе?» «Да!» «А что тебе нравится?» «Там булочки вкусные дают на завтрак и красивые карандаши для рисования!» "А учиться тебе нравится?" "Когда пятерки получаю, нравится. А когда двойки, не нравится. Вот математика не нравится." "А деньги считать тебе нравится?" "Да." "Но это же математика..." "????" Вот и поговорили.

Потом, разбираясь в этом вопросе, я поняла, что в нашем общественном сознании смещены приоритеты этих двух школьных задач – получение знаний уходит на второй план, а социальная адаптация становится первична. Собственно вопрос, который мне задают все и всегда сразу, как только узнают, что мои дети не учатся в школе: «А как же общество? Где они общаются со сверстниками?» Понимаете? Никто не спрашивает о результатах в обучении, о познавательном интересе, о том, стал ли ребенок читать книги и думать. Никого не интерисуют результаты обучения. У меня вообще сложилось мнение, что школьные знания у большинства взрослых в головах остались как неважные, навязанные взрослыми. А вот задача социальной адаптации первична. Все вспоминают школу, как тусовку, место встречи и совместных проказ или школу выживания. А знания? А что знания? За все приходится платить. За веселую тусовку приходится платить учебой. Таковы условия. Ну а если ты не веселился, а выживал, то какие могут быть знания, если задача безопасности не решена на базовом уровне.

Да, не спорю, для социальной адаптации в этом возрасте необходима группа сверстников. Но почему то все считают, что только школа способна решить эту задачу и других путей нет. Но об этом я поговорю чуть позже. На сегодня достаточно. )

http://vetka0.livejournal.com/131881.html Третья часть
http://vetka0.livejournal.com/132163.html Четвертая часть
http://vetka0.livejournal.com/132657.html Пятая часть
http://vetka0.livejournal.com/132897.html Шестая часть
http://vetka0.livejournal.com/133190.html Седьмая часть
http://vetka0.livejournal.com/133850.html Восьмая часть
http://vetka0.livejournal.com/134675.html Девятая часть
http://vetka0.livejournal.com/134974.html Десятая часть
http://vetka0.livejournal.com/135543.html Одиннадцатая часть
http://vetka0.livejournal.com/136470.html Двенадцатая часть
http://vetka0.livejournal.com/138591.html Тринадцатая часть




Сообщение отредактировал RA - Пт, 2010-10-01, 18:12
 
sKazkaДата: Пт, 2010-10-01, 19:47 | Сообщение # 2
Гуру
Группа: Администраторы
Сообщений: 7075
Награды: 39
Репутация: 92
Статус: Offline
Ага, любимый ЖЖ))) Статьи на цитаты разобрать и прям родным зачитывать happy Одно Но - у нас в Украине семейного обучения нет по закону.


 
RAДата: Пт, 2010-10-01, 20:14 | Сообщение # 3
Опытный родитель
Группа: Модераторы
Сообщений: 561
Награды: 16
Репутация: 16
Статус: Offline
sKazka, остается надеяться, что оно будет к нашем шести, ну или что можно будет как-то это решить, потому что желание есть, во всяком случае, начальные классы точно

 
sKazkaДата: Пт, 2010-10-01, 20:30 | Сообщение # 4
Гуру
Группа: Администраторы
Сообщений: 7075
Награды: 39
Репутация: 92
Статус: Offline
RA, меня на этот счет успокоил Нарушевич - школа для моей дочки нужна будет для друзей, если я не буду ее напрягать с учебой (а учиться - не ее конек happy ), то школа для нас не представляет угрозы. Я пока решила "расслабиться и получать удовольствие"))


 
Форум Наше Чадо » Школьник » Воспитание » О семейном обучении (личный опыт мамы-психолога)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Связаться с нами Счастливая женщина