«Выбивая из головы преждевременную любовь, не вбиваем ли мы в голову преждевременный разврат?»
Януш КОРЧАК, знаменитый врач, педагог, писатель
Одна из самых главных причин отрицания сексуального воспитания детей – ошибочное мнение, что посвящение ребенка в тайны интимной близости повлечет за собой раннюю сексуальную активность. Однако практика «обучающих сексуальности» программ в разных странах свидетельствует об обратном: как оказалось, среди старшеклассниц, которым читался курс основ сексологии, количество незапланированных беременностей резко уменьшилось. Кроме того, эти девушки значительно позже своих ровесников начинали вступать в интимные отношения.
Поэтому самая главная задача родителей: научить детей относиться к сексуальности и с радостью, и с ответственностью.
По мнению психоаналитиков, сексуальность детей – это стремление к удовольствию от своего тела в целом. От степени его удовлетворения зависит нормальное развитие личности ребенка. Поэтому, если эти проявления сексуальности ребенка родители активно не одобряют или наказывают, то в будущем секс для него будет всегда связан с негативными эмоциями. И именно отсюда берут истоки психологические причины фригидности, садизма, мазохизма, гомосексуальности и т.д.
Как раз детский возраст, когда ребенок проходит пять стадий психосексуального развития, и предопределяет будущее поведение взрослого.
1 стадия – от рождения до года
Особенности
Сосание и жевание – главные удовольствия малыша от рождения до первого года жизни. Активные действия младенца, когда он добивается сосания, кусает грудь, динамично сосет, обнимая ее руками, объясняются не одной лишь потребностью в еде. Если эта активность не будет встречать сопротивления со стороны мамы, у малютки будет развиваться чувство безопасности и благополучия.
Надо знать
Именно на этой стадии формируется установка «меня любят». Не случайно в современных исследованиях подчеркивается, что будущая чувственность тела, ощущение доверия к другому человеку зависят от ласкового пеленания, поглаживаний, купания. Они позволяют ребенку почувствовать ценность собственного телесного «Я», которая сохраняется в течение всей жизни.
Ошибки
Недостаток удовольствия от сосания порождает стремление постоянной поддержки удовольствий, связанных с областью рта. Это проявляется в склонности к алкоголю и курению, булимии (обжорству) или анорексии (отказу от еды), привычке грызть ногти, словесной агрессии и спазмах в горле.
2 стадия – от года до двух
Особенности
Ребенок учится пользоваться горшком, ему это интересно, он получает от этого удовольствие. Он не чувствует отвращения к своим экскрементам, принимает их, как часть своего тела. И даже приносит горшок похвастаться – так своеобразно он выделяет значимых для него людей.
Надо знать
Если родители подчеркивают неудачные шаги ребенка на пути к самостоятельности, часто проявляют недовольство его поведением, то «Я» малыша останется слабым и неуверенным.
А еще именно сейчас у ребенка появляется способность дарить свою любовь другим.
Ошибки
Наказание малыша за потерю контроля над испражнением или за излишнюю демонстративность может впоследствии дать толчок развитию в нем таких качеств, как педантичность, скупость, чрезмерная аккуратность, а также послужить причиной психических расстройств: энуреза (недержания мочи), энкопреза (произвольного или непроизвольного выделения кала).
3 стадия – от двух до пяти лет
Особенности
Ребенок начинает интересоваться строением половых органов (и своих, и других людей), иногда приобретает первый опыт мастурбации. Третью стадию называют генитальной, однако это совсем не значит, что генитальная активность главный ее признак. На каждой из предыдущих стадий ребенок своим поведением старался привлечь внимание мамы, которая для младенца является главным источником удовольствия. А на этой стадии мама уже не играет такой роли.
Поскольку именно этот период вызывает у родителей больше всего вопросов, остановимся на нем подробнее. Все дети дошкольного возраста проявляют сексуальный интерес. Начинается она с «трудных» вопросов («Тети рожают девочек, а дяди – мальчиков?», «А зачем нужны папы, если всех детей рожают мамы?», «Мамы что, сначала съедают ребеночка, а потом рожают?»). Затем сексуальная активность может проявиться в подглядывании за обнаженными взрослыми, играх в «доктора» с раздеванием, умышленном употреблении грубых слов, принесенных с улицы.
Надо знать
Мотивами такого поведения выступают не эротические, а познавательные интересы. И утолив любопытство, дети обычно легко переключаются на что-то другое. Баланс интереса к сексуальной сфере с проявлениями любознательности в других направлениях означает, что у ребенка все нормально!
Ошибки
1. Родителям надо стараться называть половые органы правильно, нормативными названиями. Словечки типа «пипа», «звоночек», «пусик» и т.п. не подходят. Их употребление зачастую приводит к тому, что ребенок, становясь старше, все больше стесняется таких «домашних» названий и в результате расширяет свой словарик позаимствованными вульгарными грубыми уличными определениями. То, как родители называют половые органы, формирует у ребенка определенное отношение к своему телу.
2. Отношение родителей к половым органам дети воспринимают через их интонацию, выражение лица, замечания и комментарии. Если ребенок стесняется того, что «ниже пояса», настаивает, чтобы никто не смотрел, когда он переодевается (некоторые даже настаивают на том, чтобы их купали в трусиках), это свидетельствует о пренебрежительном отношении родителей к интимным местам. Как подчеркивает немецкий сексолог Р. Нойберт, возможность в раннем детстве наблюдать обнаженность родителей или других детей очень полезна. Она отсрочит слишком ранние половые влечения, частая причина которых в интересе к тому, что утаивается.
3. В сексуальных играх дошкольников, сопровождающихся взаимоисследованием интимных мест, даже очень откровенным, на самом деле почти нет ничего сексуального: они являются методом удовлетворения познавательных интересов. Потому если родители застают своих чад «на горячем», не надо показывать свое неудовольствие, гнев, возмущение. Такие эмоции только дадут детям понять, что любая телесная чувственность греховна.
Трудный вопрос
Особенно волнует родителей детская мастурбация. Мастурбация сама по себе нисколько не вредна, однако если она приобретает навязчивый характер, то действует как стресс, истощая ребенка психически и физически. Но детей раннего возраста легко отвлечь от самостимуляции игрой или другим занятием.
Есть три основные причины возникновения мастурбации:
• Тревожность, вызванная дефицитом родительского тепла, обидами, пренебрежением интересами ребенка;
• Стресс, одиночество (особенно часто встречается у «неблагополучных» детей).
• Изучение ребенком собственного тела.
• Несоблюдение норм гигиены тела (зуд при опрелостях и дерматите, глисты, тесная одежда).
Если раньше о мастурбации говорилось только в отрицательном аспекте, то теперь она рассматривается чаще как позитив, чем негатив. Сегодня она считается нормой в сексуальном поведении ребенка, конечно, за исключением той, которая сопровождает психические расстройства и проявляется в демонстративной, грубой или навязчивой форме. Естественно, родителям, которые столкнулись с детской мастурбацией, важно разобраться в ее причинах и особенностях: эпизодична она или регулярна, навязчива или произвольна. Это нужно не для того, чтобы искоренить «дурную» привычку, а чтобы избежать возможных осложнений.