Удивительно не то, что мы теперь взрослые. Удивительно, что теперь взрослые - это мы
Вт, 2024-04-16, 19:32
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Форум Наше Чадо » Малыши (1-3 года) » Воспитание » Что можно, а что нельзя? (устанавливаем правила)
Что можно, а что нельзя?
FenixДата: Чт, 2010-04-08, 07:34 | Сообщение # 16
Родитель
Группа: Местные жители
Сообщений: 308
Награды: 7
Репутация: 7
Статус: Offline
ПОЧЕМУ ДЕТИ ЖАДНИЧАЮТ

Мой ребенок – "жадина"?

В период раннего детства преобладает предметно-манипулятивная деятельность. Когда ребенок взаимодействует с предметами, он познает не только их свойства, но и собственные возможности и способности. Таким образом формируется и представление о себе, образ "Я". Развитие самосознания, ощущение себя как отдельной личности тесно связано с появлением чувства собственности. Ребенок рассматривает свои вещи как часть самого себя, своего образа. Поэтому всякое посягательство на собственность встречает "с боем".

Ребенок определяет понятие "своих" вещей, если он с ними взаимодействует. Например: мама с малышом находятся на прогулке или в игровом центре, и ребенок взял какие-то вещи из предложенных для игры, если к нему подойти и взять эти вещи, он будет сопротвляться и отстаивать собственное право на них (хотя они ему не принадлежат). Исходя из этого, малыши берут себе понравившиеся игрушки у других – таким образом, они пытаются сделать эти вещи "собственными", заявить свое право на них.

Всем знакома картина: малыш не хочет давать свою игрушку кому-то другому, но родители настаивают: "Надо делиться! Неужели ты жадина? Тогда с тобой никто не будет играть!". В таком случае они оказывают своему ребенку "медвежью услугу", и уничтожают зарождающиеся необходимые качества личности. Во-первых, они внушают малышу, что безусловная любовь невозможна – только если он будет выполнять требования окружающих, они станут положительно к нему относиться ("если не дашь – с тобой никто не будет играть!"). Это очень опасный стереотип – таким образом ребенок уверяется в "товарных" отношениях в сфере чувств и привязанностей, а также обесценивается как личность. Ведь играть будут, только если у тебя есть какие-то игрушки, и ты их даешь, а не с тобой как человеком!

Малыши часто слышать от родителей: "Жадничать нехорошо!" - но здесь совершенно неуместно это слово. Ребенок только защищает свою собственность. Ведь если он не научится этого делать, что его ожидает в будущем? Он вырастет безвольным, не сможет остоять свои права, защитить близкого человека, станет слишком уступчивым. В таком случае человек не понимает, с чем можно расстаться легко и без усилий, а что следует "отстаивать". Так формируется взрослый, не умеющий защитить честь семьи, или родного человека.

Почему ребенок должен расстаться со своими вещами по требованию окружающих? Если к вам подойдет на улице незнакомый человек и попросит ваш автомобиль - вы ему одолжите на недельку "покататься"? Точно так воспринимает это требование и ребенок. Вам не приходит в голову раздавать свои личные вещи первому встречному – такое же право есть и у ребенка! Конечно, у вас другая система ценностей. Вам непонятно, почему он "мертвой хваткой" вцепился в старый пластиковый совочек или изрядно потрепанного плюшевого мишку. И тем более странно, когда ребенок защищает только что поднятые с земли камушек или палочку – что за проблема, возьми другую, а это отдай мальчику!

Мы говорим ребенку: "Это папа не разрешает трогать! Не бери, это мамино!". Мы сами приучаем его к тому, что чужую собственность необходимо уважать. Но почему мы делаем такое исключение для него? Разве он не достоин такого же уважения? К тому же, взрослые и дети по-разному оценивают вещи – для нас это вещь, и не более того, а для ребенка, как мы уже упомянули – это часть его самого.
Особенно становятся дороги собственные вещи, если ребенок переживает стресс (например, недавно пошел в детский сад), тогда ничего не значащие мелочи вроде старенькой формочки становятся "моральной поддержкой" в трудную минуту. В таких ситуациях ни в коем случае не нужно принуждать его делиться своими вещами, отдавать даже временно свои игрушки.

Очень плохо, если родители встают на сторону "обидчика", и уговаривают своего малыша "обязательно поделиться". Ребенок ищет у вас защиты, даже если он принял решение, с которым вы несогласны, не отвергайте его. Постарайтесь встать на его место: подошел незнакомый (или малознакомый) человек, хочет отобрать ценную вещь. Мама (или другой могущественный взрослый) вместо того, чтобы броситься на помощь и отстоять ценности, спокойно отдают это чужому.

Если вы видите, что любимая игрушка вашего ребенка может создать стрессовую ситуацию – не показывайте ее гостям, и не берите с собой на прогулку. Ребенок еще не в состоянии разрешить такую сложную задачу. Другие дети тоже не могут справиться с нею. Получается, что "играют" родители – решают, что кому и как давать.

Родители для ребенка младшего возраста – незыблемый авторитет, каким бы ни было их нравственное поведение. Ребенок легко перенимает необходимые моральные установки, только если видит подтверждение в поведении родителей. Если мы пытаемся воспитать в ребенке уважение к чужой собственности, то в первую очередь нужно обратить внимание, есть ли у него уважение к своей? Поддерживаем ли мы это уважение? Защищаем ли зарождающееся чувство собственности, или вырываем, как ненужный сорняк?
Конечно, каждый родитель нередко сталкивается с прямо противоположным поведением окружающих. Но в любой ситуации мама и папа могут показать ребенку, что "законы собственности" сохраняются. Например, на прогулке у вашего ребенка кто-то отнимает игрушки, или просто подходит и берет без спросу. Обязательно вступитесь – это как раз такой случай, когда нельзя махать рукой и говорить "пусть сами разберутся". Конечно, объяснять другим родителям, что хватать чужие вещи, когда заблагорассудится, неэффективно. Но подошедшему "обидчику" это растолковать необходимо – даже не для него самого, а для вашего собственного ребенка, который ждет от вас подтверждения того, что мир не разрушился, все законы действуют, и вы на его стороне. И в обратной ситуации демонстрировать уважение к собственности. Скажем, если вашему ребенку захотелось взять чужую игрушку, вы помогаете ему вежливо попросить, и объясняете, что ее могут и не дать, и это право другого человека тоже необходимо учитывать и уважать. Можно всегда иметь в запасе арсенал "выручалочек" – таких интересных предметов, которые могут отвечь вашего ребенка от чужих вещей. Обычно женская сумочка превращается в настоящий склад с появлением ребенка, поэтому мамам это не составит труда – предложить детям взамен что-то интересное. Хороший совет: брать с собой воздушные шарики (они занимают совсем мало места, и в нужный момент их можно надуть и поиграть), листок бумаги – чтобы из него сделать какую-либо фигурку-оригами, разноцветные бусинки, мелки и прочие приятные мелочи.

В праве собственности, так же, как и во всем другом, мы основываемся на законе "начни с себя". И если у маленькой личности не воспитывается уважение к себе и своему имуществу, не стоит удивляться в будущем, почему этого уважения не появляется к другим.

В развитии чувства собственности может быть и другая крайность. Когда ребенок на самом деле становится "жадным"? Например, когда его к этому приучают родители. Конечно же, не стоит думать, что они ему внушают прямо: "Никому не давай своих игрушек!" (хотя и такие случаи бывают). Но частенько можно услышать такие предостережения: "доедай скорей – а то собачка съест!" (стоит заметить, что заставлять ребенка есть не нужно никакими способами, это чревато в будущем не только проблемами со здоровьем, но и психологическими трудностями, а серьезные проблемы с аппетитом должны решаться у психолога, а не у диетолога). А знакомы ли вам такие восклицания: "Если будешь разбрасывать игрушки – подарю их чужому мальчику!", "Сломаешь машинку – отдам все твои игрушки в садик"? Родители не задумываются о том, что все слова дети понимают буквально, усваивают, и вскоре из этих "ростков" вырастут "плоды", неприятно удивляющие папу и маму.

Как это ни странно, родители могут "предназначить" ребенку то или иное качество. Очень часто, к сожалению, при любом нежелании ребенка "делиться", сразу же навешивают на него "ярлык": "Ты жадный! Фу, как это некрасиво! Ты жадина!". При таком подходе ребенок очень быстро "сдается", перестает защищаться, и в будущем постарается соответствовать негативной характеристике родителей – это касается любых "ярлыков": "глупый, медлительный, грязнуля, нытик, дурачок" и прочее. Обзывать ребенка подобными словами – самый верный способ воспитать эти качества.

Еще одна распространенная причина – ребенок отражает поведение родителей. Не всегда родители видят за собой те недостатки, которые находят продолжение в их детях.

Нужно замечать и такие ситуации, когда ребенок провоцирует других детей тем, что не хочет дать им свои вещи, вызывает слезы и даже драки. Родителям необходимо быть чуткими и стараться различать, когда действительно невозможно дать свою вещь даже на короткое время, а когда ребенок намеренно изводит своего приятеля или младшего братишку.

Когда стоит обратить особое внимание на отношение ребенка к собственности:
- если ребенок старше четырех лет никогда и ни под каким видом не соглашается давать напрокат свои вещи;
- болезненно реагирует на малейшее изменение порядка вещей и любит, чтобы все всегда стояло на местах;
- наоборот, ребенок старше трех лет никогда не защищает свои вещи, у него нет личных любимых вещичек;
- стремится "подкупить" окружающих раздариванием собственных вещей;
- намеренно отбирает чужие вещи, раззадоривая других детей, вызывая драки и потасовки.

Марина Озерова, педагог-психолог, Израиль




Мир в точности таков, как мы его видим...
Мой ЖЖ http://feniks-888.livejournal.com/
Сообщения читаю редко, лучше писать сюда nata888.84@inboxx.ru
 
FenixДата: Чт, 2010-04-08, 07:37 | Сообщение # 17
Родитель
Группа: Местные жители
Сообщений: 308
Награды: 7
Репутация: 7
Статус: Offline
Я не на все 100 согласна с подобными мнениями, но считаю, что такой подход все же более разумен, нежели совершенно не понятный ребенку и навязанный альтруизм.



Мир в точности таков, как мы его видим...
Мой ЖЖ http://feniks-888.livejournal.com/
Сообщения читаю редко, лучше писать сюда nata888.84@inboxx.ru
 
lilyputikДата: Чт, 2010-04-08, 09:15 | Сообщение # 18
Гуру
Группа: Модераторы
Сообщений: 2000
Награды: 16
Репутация: 19
Статус: Offline
я тоже с этим мнением согласна.
У меня возникают сомнения, как вести себя в гостях и когда гости приходят к нам. Посоветуйте!
Пока, впринципе, дома у себя Милаша сама предлагает детям игрушки (ну всякое бывает конечно). Интересует ситуация, если она совсем не хочет свои игрушки давать (пока не было, но все же)
А вот когда в гости приходит и хочет взять игрушку какую-то, а другой ребенок-хозяин против?


 
FenixДата: Чт, 2010-04-08, 09:38 | Сообщение # 19
Родитель
Группа: Местные жители
Сообщений: 308
Награды: 7
Репутация: 7
Статус: Offline
lilyputik, перед тем, как к нам приходят гости, мы убираем самые ЛЮБИМЫЕ игрушки, особенно если они в одном экземпляре. За остальные мы договариваемся давать на время играть. Ссор тогда по поводу игрушек не было, Артем просто доставал другой пистолет или брал свободные кубики.
Когда мы идем в гости, то стараемся взять с собой своих игрушек на обмен, но я хочу сказать, что сын совершенно спокойно воспринимает фразу "это чужие игрушки" (даже в детских магазинах).
Есть подруга, которая даже из выделенных на общую игру игрушек, может подойти и сказать, что это наша игрушка и сейчас сын хочет на ней кататься. Она делает это спокойно и уверенно и Артем со второго smile повтора тоже спокойно встает и ищет другое занятие - "это ведь чужие игрушки, чего переживать" :).
Я часто пользуюсь аргументом -"это моя вещь и я не разрешаю ее брать", т.е. не просто "нельзя" а аргумент - моя собственность. К его собственности тоже стараюсь относиться уважительно, даже в тарелку Артема без разрешения не полезу "можно я тебе помогу/порежу", "я заберу у тебя этот кусочек/ отопью, если не возражаешь". И не разу не услышала нет в ответ.




Мир в точности таков, как мы его видим...
Мой ЖЖ http://feniks-888.livejournal.com/
Сообщения читаю редко, лучше писать сюда nata888.84@inboxx.ru
 
lilyputikДата: Чт, 2010-04-08, 10:07 | Сообщение # 20
Гуру
Группа: Модераторы
Сообщений: 2000
Награды: 16
Репутация: 19
Статус: Offline
Quote (Fenix)
моя собственность.

о да, это у нас тоже основной аргумент. Иногда Милаша, видя, что я беро что-то бабушкино, кричит положи на место, это бабушкина собственность happy
happy
Fenix, спасибо за совет


 
FenixДата: Чт, 2010-04-08, 11:25 | Сообщение # 21
Родитель
Группа: Местные жители
Сообщений: 308
Награды: 7
Репутация: 7
Статус: Offline
lilyputik, да не за что.



Мир в точности таков, как мы его видим...
Мой ЖЖ http://feniks-888.livejournal.com/
Сообщения читаю редко, лучше писать сюда nata888.84@inboxx.ru
 
sKazkaДата: Чт, 2010-04-08, 13:35 | Сообщение # 22
Гуру
Группа: Администраторы
Сообщений: 7075
Награды: 39
Репутация: 92
Статус: Offline
Fenix, ух как зыркают мамы девочек, которым Настя не дает свою коляску покатать happy Сразу вижу ярлык "жадина!".
Но и своей я тоже объясняю, что чужая вещь - это чужая вещь и, если хозяйка сама не предлагает, то брать и просить ее не надо. Хоть мне очень и жалко свою расстроенную козявку)))



 
Форум Наше Чадо » Малыши (1-3 года) » Воспитание » Что можно, а что нельзя? (устанавливаем правила)
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Поиск:

Связаться с нами Счастливая женщина