sKazka | Дата: Пт, 2012-03-09, 08:21 | Сообщение # 1 |
Гуру
Группа: Администраторы
Сообщений: 7075
Статус: Offline
| Я понимаю, что не очень хорошо отвлекать дочь мультиками, но иногда мне так удобно( Учитывая нашу проблему со зрением, мне бы вообще не следовало ей давать пялится в экран. Но... это удобно....очень...мне! В последнее время я чаще думаю над тем, что нужно взять себя в руки и очень сильно урезать время дочки за просмотром мультиков/фильмов и т.п. Решила строго регламентировать время в течении недели - 1-3 раза не более 1,5 ч. (полнометражный мультфильм или фильм), а то и меньше! Качество материала я всегда стараюсь подбирать, поэтому к просмотру у нас обычно что-то из познавательного либо доброго советского... Еще есть просмотры 3Д сеансов в кинозале, но этот вид нам нужен в качестве терапии для глаза и на эти сеансы уменьшается кол-во домашних просмотров. Что взамен? Книги! Настя их очень любит и мы покупаем регулярно и много. Лепка/рисование. Очень любимое и увлекательное занятие, часто собираемся всей семьей после ужина. Диафильмы. Что-то в этом году позабыты, но дочь любит и нужно не лениться ей их ставить.
Дальше сложнее - ролевые игры. Настя обожает играть в них, но я не очень((( поэтому нужно поработать над своим отношением и подарить ребенку приятные минуты вместе. Нужно внести в семейный досуг такой вид развлечения, как домашний театр...
Совместные игры в ее игрушки... тоже не люблю и не умею, максимум конструктором. Но опять же... дело во мне, а сваливаю на ребенка...
Все дело в том, что, действительно, мультики для нас это способ отвлечь ребенка от себя на нужное мне время... Как справится с этим я не знаю. Наверное пока я просто не буду справляться, просто буду учиться жить по-новому и отслеживать свои эмоции, работать с ними. И мультики тоже смотреть вместе)))
А пока волшебный пендель в виде статьи:
Не забудьте выключить телевизор
Подробности, или агрументы "против". Прошу учесть, что я пишу это с той точки зрения, когда родители включают только выбранные ("добрые") мультики или передачи. ПРо фильмы ужасов, уродливых персонажей, и прочее - это уже другая тема. Итак, хорошие передачи, фильмы и мультики - что же в них плохого?
1. Развитие восприятия. Как уже говорилось, в дошкольном детстве, частично и в младшем школьном возрасте, работа зрительного восприятия во многом зависит от кинестетического и осязательного. При просмотре любых мультфильмов, передач, презентаций, фильмов эти оба канала совершенно бездействуют. Значит - восприятие не может полноценно развиваться.
2. Накопление опыта восприятия. В будущем ребенок будет основываться на прошлом опыте восприятия, создавая зрительные образы в мозгу (представления) и графически (рисунки). Поскольку "благодаря" просмотру телевизора основные параметры предмета отсуствуют, накопленный опыт не может служить опорой для создания собственных образов, ребенок копирует увиденные. Это очень хорошо видно по рисункам детей - если их попросить нарисовать мультяшный персонаж, они постараются в точности передать копию.
3. Развитие мозга. Основное развитие мозговых структур завершается к 6-7 годам. У 6-летнего ребенка достигает 2/3 размеров мозга взрослого человека, но в нем в 5-7 раз больше нервных связей между нейронами. Мозг 6-летнего ребенка может образовать тысячи дендритных связей между нейронами. "Неактивированные", то есть неукрепившиеся благодаря различным видам активной деятельности нервные связи исчезают к 10-11 годам. В нервных клетках мозга образуется энзим, который разрушает все недостаточно миелинизированные нервные связи (миелин - жироподобное изолирующее вещество, повышающее скорость распространения нервного импульса). При просмотре любых, самых "развивающих" фильмов или передач, ребенок НЕ может устанавливать новые связи. Потому что: 1 - не работают основные виды восприятия, 2 - зрительное восприятие пассивно, 3 - информация не требует переработки, а сразу же усваивается (хотя бы за счет агрессивной атаки быстрой смены кадров), 4 - мозг не успевает установить связи между объектами, "выхватывает" их обрывочно, 5 - при повторном просмотре одного и того же изображения не поступает новой информации, только подкрепляется полученный шаблон.
4. Обработка информации в мозгу. Как уже упоминалось, мозг не может полноценно развиваться, если его лишать основной информации, поступающей от осязательного и кинестетического каналов. Эти импульсы влияют и на построение зрительного и слухового образов. Следует учесть, что рассматривая повторно реальный объект, ребенок находит все новые и новые его свойства, мозг каждый раз устанавливает новую необходимую связь, раз от раза уровень понимания повышается, процесс восприятия активен и влияет на мыслительную деятельность. При просмотре мультфильмов ребенок не может осмысленно воспринимать увиденное по-другому, на качественно новом уровне. Нейроны "простаивают", мыслительные операции не развиваются. НЕ РАЗВИВАЮТСЯ В ПЕРИОД НАИБОЛЬШЕЙ АКТИВНОСТИ И САМОГО БЫСТРОГО РОСТА МОЗГА! Кроме того, за короткий промежуток времени мозг принимает нереальное для обычного рассматривания количество зрительной информации. Он посылает сигналы о перегрузке в нервную систему, а та пытается "образумить" организм, вызывая различные импульсы и нервные реакции. Крайние проявления заботы нервной системы о бедном перегруженном мозге: нервные тики, энурез, гиперактивность, аффективные реакции.
5. Пассивное времяпровождение, привычка к "уходу в другую реальность". Дети привыкают к пассивным видам деятельности, что может в отдаленном будущем вызвать тягу к более опасным развлечениям. Приучая ребенка получать удовольствия, ничего не делая, или испытывать яркие эмоции в пассивном положении родители могут спровоцировать его в более старшем возрасте обращаться к психотропным средствам. (Яркие эмоции, не подкрепленные деятельностью; пассивные удовольствия).
6. Детство - очень краткий, но самый важный период в развитии личности. Просто жаль времени на то, что не приносит пользы, а наоборот, оказывает вредное воздействие. В детстве столько всего нужно успеть! И как можно отдавать драгоценные минуты разрушающим действиям?!
7. Сенсорные эталоны. Дошкольное детство - период накопления в мозгу сенсорных эталонов. Усваивая ненастоящие, рисованные образы, ребенок теряет возможность построить правильные представления о действительности. К концу дошкольного периода заканчивается формирование "первого абриса детского мировоззрения" (Д.Эльконин). Из чего будет складываться это мировоззрение? Из карикатурных, рисованных персонажей или впечатлений от окружающего мира? При наблюдении за реальным предметом, даже если его невозможно обследовать (гора, подъемный кран, и т.п.), у ребенка сформировываются пространственные представления, ощущение объема, и пр. При просмотре даже трехмерных изображений этого нет! (Следовательно, в мозгу опять ничего не связывается). Еще нужно учесть, что в дошкольном детстве нет сознания иллюзорности восприятия - то есть, дом вдалеке ребенок считает маленьким, даже если это высотка. И телепросмотры только подкрепляют это качество, мешая развитию правильного восприятия пространства. Особенно вредят восприятию макросъемка, разноплановая съемка, и другие операторские трюки.
8. Чередование активной деятельности и осмысления впечатлений. Для ребенка необходимо получать впечатления, но не менее необходимо их тщательно перерабатывать. Чем лучше переработаны впечатления, чем больше между ними установлено связей, тем выше интеллектуальная деятельность. Очень часто родители боятся, что ребенку "мало" впечатлений. Помните, пожалуйста, что для мозга важнее качество информации, а не ее количество! Поверхностность восприятия (много объектов) и снижение ценности отдельных впечатлений влияют и на речь и на мышление.
9. Желание родителей "найти себе заменитель". Самые яростные споры разгораются тогда, когда мы говорим о нежелательном использовании какого-либо средства. Родители согласны доброжелательно принять любую сумасшедшую идею: учить в год ребенка читать? Пожалуйста, можем даже в три месяца! Купать в проруби? Запросто, хоть в - 40! И так далее. Но если разговор заходит о том, что родителей нельзя ничем заменить, и именно их общество и их усилия нужны ребенку для развития, тут ломаются копья. Как это соска вредна?! А как же я ребенка успокою? Сама?! Я?! Да вы что! Я ему соску дам, и спокойно занимаюсь своими делами! Как это коляска вредна? А что - я должна его таскать, что ли? Сама?! Да вы что? Мне (тяжело, неудобно, как на меня все будут смотреть, мне нравится коляска - это очень модно, и т.п.). Как это - мультики не нужны? А чем же ребенку заниматься? Ах, со мной заниматься?! Ну нет - я мультики включаю, и ребенок занят, я хоть от него отдохну! ТАким образом ничего не получится. Сначала необходимо понять, что ребенок - ВАШ, воспитываете его - ВЫ, не телевизор, не ясли, не садик, не (подставьте дальше). Ваше общество, участие в ваших делах, ваши слова, поступки и даже мысли. И если ребенок не занят непосредственно вашим делом (уборкой, стиркой, готовкой), то "крутится рядом" и пытается найти себе занятие возле вас, если он не дорос до того возраста, когда может настолько "заиграться" в куклы-машинки-строительство, что его не дозваться обедать. Я очень часто наблюдала картину - вот тебе мультики, дай спокойно маме по телефону поговорить. Ребенок очень быстро сделает из этого свой вывод, со временем найдет способы шантажа родителей (сделай так-то мне, а то буду тебе мешать). В подростковом возрасте это особенно ярко проявляется, "мелочи" раннего детства гипертрофируются. Из маленького семечка вырастает большое дерево. Хорошо подумайте, прежде чем приучать ребенка к методу "включу, лишь бы умолк".
10. Ощущение "обделенности" ребенка чем-то. Очень многое зависит от позиции родителей. Если родители, понимая вред телевидения, не включают его ребенку, но при этом очень переживают, что он не получит такие прекрасные впечатления, он обязательно почувствует эти невербальные сигналы. Неуверенность позиции родителей передастся ребенку, и у него может сформироваться даже комплекс от постоянного ощущения родительских тревог. Если родители понимают, что взамен разрушающего суррогата они дают своему ребенку бесценное, незаменимое ничем свое личное общение, совместную творческую деятельность, то проблемы "обделенного ребенка" не будет существовать.
АПД: мне очень понравился комментарий, цитирую: "я уехала от родственников с ребенком в ужасную общагу из комфортной трехкомнатной квартиры на 50% из-за того чтобы не было постоянно включенного телевизора, так что выход есть всегда. Аргументы читателей- ну бабушка смотрит ничего не поделать - не аргументы, интересно а если б бабушка с дедушкой не сериалы смотрели, а курили бы при ребенке в комнате все тоже б вздыхали - ну что же делать, уехать мы не можем, запретить курить бабушке тоже, пусть ребенок травиться табачным дымом, судьба у него такая".
http://aksik.livejournal.com/405248.html#cutid1
|
|
| |
Котенок | Дата: Пт, 2012-03-09, 13:17 | Сообщение # 2 |
Опытный родитель
Группа: Местные жители
Сообщений: 511
Статус: Offline
| Ой, какая больная тема, у нас так же: мне удобно, ребёнок мультики смотрит первые минут 10 - 15, затем занимается своими делами: мы можем играть, рисовать, читать, но мултик нужен для фона, стоит выключить телевизор, как начинается истерика. Но я всегда знаю, если мне нужно чем-то заняться, чтобы дочка не мешала, я включу мультик и минут 10 у меня есть, знаю что это плохо, но пока не нашла альтернативу, мультики - единственное, где мама не нужна, хоть и бывает, что она требует, чтобы я присела и посмотрела с ней, очень любит, когда я комментирую, а для остальных занятий я необходима всегда, все мы понимаем, что бывают моменты, когда нужно, чтобы ребёнок был занят, маме иногда, элементарно, хочется помыться. И что делать, чем занять? Купила конструктор, классный, интересный, любит собирать, но мама должна быть рядом, рисовать должна мама, кукол одевает мама, вобщем мама всегда должна быть рядом. Недавно были небольшие неприятности с квартирой, неделю проводились ремонтные работы, а частности с проводкой, тогда мультики были незаменимы, это лучше, чем если бы ребёнок ходил под обваливающимся потолком или дёргал провода под напряжением, а мне нужно было помагать электрику. Я бы не сказала, что от мультиков только вред, дочка знает некоторые английские слова благодаря м/ф, буквами начала интересоваться благодаря м/ф, много слов повторяет.
|
|
| |
sKazka | Дата: Пт, 2012-03-09, 13:23 | Сообщение # 3 |
Гуру
Группа: Администраторы
Сообщений: 7075
Статус: Offline
| Quote (Котенок) Я бы не сказала, что от мультиков только вред, дочка знает некоторые английские слова благодаря м/ф, буквами начала интересоваться благодаря м/ф, много слов повторяет. У нас вообще практически только познавательные в ходу. Сейчас, например, у нее интерес к динозаврам и мы смотрим мульты про эру динозавров. Но.... она с каждым днем стала все больше просить включить мультиков, просит все время повтора. А это уже не 10 минут и не час, а иногда до 3х часов доходило! И я ругаю себя за такую халатность.
|
|
| |
Котенок | Дата: Пт, 2012-03-09, 13:32 | Сообщение # 4 |
Опытный родитель
Группа: Местные жители
Сообщений: 511
Статус: Offline
| sKazka, Соня тоже часто просит повтора, единственное, что её всегда отвлекает от мультиков - это прогулка, но я не могу гулять целый день, так уж устроена жизнь, что многие из нас не могут заниматься 24 часа в сутки только ребёнком. Ругаю себя, но ничего пока не могу поделать.
|
|
| |